ФАС России в своем письме от 28 ноября 2023 г. N ПИ/100065/23 по вопросу предоставления подложных документов участником закупки или победителем закупок при подтверждении опыта выполнения работ (оказания услуг) при осуществлении закупок в соответствии с Законом №44-ФЗ сообщает:
…участник закупки не является субъектом контроля, в связи с чем в действиях участника закупки невозможно установить нарушение Закона №44-ФЗ без проведения контрольных мероприятий. При этом под недостоверной информацией следует понимать предоставление сведений, составленных формально, в отсутствие фактических правоотношений…
…в случае если победитель или исполнитель контракта представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара, последствием предоставления такой информации является обязанность заказчика расторгнуть такой контракт…
…действия победителя закупки по предоставлению недостоверной информации могут быть оценены антимонопольным органом на предмет наличия/отсутствия признаков нарушения статьи 14.2 Закона о защите конкуренции.
Правительством РФ ведется работа по установлению правовых последствий за предоставление «подложного опыта»
На сайте Госдумы РФ размещена инициатива с изменениями в статью 104 Закона №44-ФЗ о запрете допускать к госзакупкам победителей, которые предоставили недостоверную информацию об опыте работы, связанном с предметом контракта.
Законопроектом предложены:
- обязанность заказчиков направлять в РНП сведения об участниках, предоставивших в составе заявки на участие в конкурентной закупке недостоверной информации;
- срок направления заказчиком обращения о включении в РНП в течение 10 дней со дня выявления факта предоставления в составе заявок на участие в закупках недостоверной информации по опыту работы, связанному с предметом контракта.
Срок подготовки законопроекта к рассмотрению Государственной Думой в 1 чтении – июль 2024.
ФАС России запустила проект по ведению реестра компаний, которые предоставляют недостоверную информацию для участия в закупках с целью информировать заказчиков о фактах недобросовестного поведения участников закупок.
В указанный реестр включена следующая информация:
- номер закупки, по которой выявлен факт недобросовестности участника закупки;
- предмет контракта (договора), приложенный участником к заявке;
- цена контракта (договора), которым участник подтвердил соответствие условиям закупки;
- реквизиты контракта (договора), который участник предоставил по постановлениям №2571 и №2604;
- информация о том, каким образом выявили факт недобросовестности участника закупки.
Такой инструмент послужит заказчикам дополнительной помощью в качестве выявления и обоснования недостоверности в заявках, отмечают в Минимуществе Челябинской области.