О порядке заключения допсоглашения к госконтракту в связи с увеличением цен на строительные ресурсы (ПП №680)

О порядке заключения допсоглашения к госконтракту в связи с увеличением цен на строительные ресурсы (ПП №680)

Заключен государственный контракт на строительство. Сейчас заключается дополнительное соглашение в связи с увеличением цен на строительные ресурсы на основании подп. “ж” п. 1 постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680. Каков порядок заключения указанного соглашения, в частности, необходимо ли согласование с высшим органом исполнительной власти субъекта, то есть в том же порядке, что предусмотрен в п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ? Нужно ли обязательно указывать в дополнительном соглашении, по какому нормативному акту перечислены дополнительные денежные средства?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Заказчик решение о внесении изменений принимает самостоятельно, не согласовывая с уполномоченным органом, поскольку основанием для изменения является не п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а именно Постановление N 680, принятое в соответствии с Законом N 46-ФЗ.

Обоснование вывода:

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом (при закрытых закупках), документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка не предусмотрены. При исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ. В любых других случаях изменение существенных условий контракта неправомерно (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14) и влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ (постановление АС Уральского округа от 15.07.2015 N Ф09-4884/15).

Кроме этого, с 18 апреля текущего года действуют установленные постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 (далее – Постановление N 680) в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 46-ФЗ) порядок и случаи изменения в 2022 году существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия при возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения. Постановлением Правительства России от 21.10.2022 N 1880 в Постановление N 680 было внесено изменение и его действие продлили в том числе на правоотношения 2023 года. Как видно, указанные Закон и нормативный акт составляют по существу самостоятельное и не предусмотренное Законом N 44-ФЗ основание для корректировки условий контрактов.

При этом Постановление N 680, предусматривая отдельные не поименованные в Законе N 44-ФЗ основания для изменения государственных и муниципальных контрактов, предусматривает в том числе и порядок внесения таких изменений. Так, согласно п. 4 Постановления N 680 для изменения существенных условий контракта контрагент должен направить заказчику в письменной форме предложение об изменении существенных условий контракта с приложением информации и документов, обосновывающих такое предложение, а также подписанного проекта соглашения об изменении условий контракта. Заказчик, в свою очередь, должен в течение десяти рабочих дней рассмотреть предложение контрагента и самостоятельно принять решение по нему (в отличие от правил изменения существенных условий контракта, предусмотренных п. 8 ч. 1 ст. 95 и ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, где решение принимает уполномоченный орган). При этом в случае принятия отрицательного решения заказчик обязан направить контрагенту мотивированный отказ (абзац третий п. 4 Постановления N 680). Следовательно, заказчик не лишен возможности отказаться от такого изменения контракта. И такое решение он принимает самостоятельно, не согласовывая с уполномоченным органом, поскольку основанием для изменения, еще раз отметим, является не п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а именно Постановление N 680, принятое в соответствии с Законом N 46-ФЗ.
В письме Минфина России от 12.07.2022 N 24-01-07/66840 также подчеркивается, что Постановление N 680 издано во исполнение не Закона N 44-ФЗ, а п. 11 ч. 1 ст. 18 Закона N 46-ФЗ.

При этом каких-либо требований в части указания акта субъекта, в соответствии с которым выделены денежные средства, сами нормы Постановления N 680 не содержат. Однако, поскольку соответствующие денежные средства могут в том числе свидетельствовать об источнике финансирования, то, на наш взгляд, указание данных условий не будет лишним.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павлова Наталия

 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...