Можно ли при проведении конкурса на благоустройство территории принимать к оценке по показателю «наличие опыта, связанного с предметом закупки» контракты/договоры на выполнение работ по строительству/реконструкции объектов капитального строительства?
Ответ
В соответствии с подп. «в» п. 24 Положения об оценке конкурсных заявок (утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604[1]; далее — Положение № 2604) для оценки заявок по критерию «квалификация участников закупки» может применяться в т. ч. такой показатель, как «наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта». В случае применения данного показателя оценки в порядке рассмотрения и оценки заявок устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)[2].
Следовательно, если вопрос возник непосредственно при оценке заявок, поступивших на участие в электронном конкурсе, то ответ на него членам конкурсной комиссии заказчика необходимо искать в порядке рассмотрения и оценки заявок, который являлся приложением к извещению о проведении электронного конкурса.
Если же вы еще только готовитесь к проведению электронного конкурса на благоустройство территории и вопрос задан с целью определения содержания разрабатываемого порядка рассмотрения и оценки заявок, то нужно иметь в виду, что Положение № 2604 не дает строгого определения того, какой именно опыт следует считать «связанным с предметом контракта». Как следствие, заказчик вправе самостоятельно определить, какие работы будут считаться им сопоставимыми с предметом контракта.
По нашему мнению, вы вправе установить, что работы по строительству/реконструкции объектов капитального строительства будут считаться сопоставимыми с закупаемыми работами по благоустройству, а потому контракты/договоры на их выполнение будут засчитываться при рассмотрении и оценке заявок по показателю, предусмотренному подп. «в» п. 24 Положения № 2604. Здесь можно провести аналогию с поз. 9 приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, где для случая закупки работ по благоустройству опытом, подтверждающим соответствие участника закупки устанавливаемым дополнительным требованиям, признается в т. ч. опыт выполнения работ по строительству/реконструкции объектов капитального строительства.
Пример правовой оценки
Учитывая предмет контракта — выполнение работ по благоустройству общественных пространств и территорий, прилегающих к элементам улично-дорожной сети, — установление заказчиком возможности подтвердить наличие опыта, связанного с предметом закупки, не только контрактами/договорами на выполнение работ по благоустройству территорий общего пользования, но и контрактами/договорами на выполнение работ по строительству и/или реконструкции и/или капитальному ремонту, включающих в т. ч. работы по благоустройству, не только не противоречит требованиям подп. «в» п. 28 Положения № 2604 о сопоставимости опыта с предметом контракта, но, напротив, предоставляет возможность принять участие в закупке более широкому кругу лиц, обладающих разнообразным опытом в рамках рассматриваемой сферы, что соответствует целям и принципам законодательства о контрактной системе[3].
Более того, некоторые контрольные органы признают ограничивающими конкуренцию действия тех заказчиков, которые при закупке работ по благоустройству указывают в порядке оценки заявок, что будут принимать к оценке исключительно контракты на выполнение работ по благоустройству территории.
Пример правовой оценки
Установление возможности подтверждения опыта по квалификационному критерию исключительно договором (-ами), связанным (-ыми) с благоустройством территории, неправомерно сужает круг потенциальных участников закупки, желающих подать заявку и стать победителем электронного конкурса, а также нарушает ч. 8 ст. 32, п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ, поскольку объект рассматриваемой закупки (благоустройство территории) не обладает какой-либо спецификой, которая указывала бы на его исключительность и невозможность подтвердить опыт выполнения аналогичных работ посредством представления в составе заявки договора (-ов) на строительство некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), реконструкцию объекта капитального строительства (в т. ч. линейного объекта). В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ[4].
Объективности ради заметим, что некоторые контролирующие органы признают правомерными действия заказчиков, принимающих к оценке и считающими сопоставимыми только договоры на благоустройство территории[5].
- «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
- Подп. «в» п. 28 Положения № 2604.
- Решение Красноярского УФАС России от 24.04.2023 по делу № 024/06/106-1070/2023 (изв. № 0819600009923000076).
- Решение Свердловского УФАС России от 14.04.2023 по делу № 066/06/106-1315/2023 (изв. № 0162200011823000424). См. также решения, Московского УФАС России от 09.08.2022 по делу № 077/06/106-11738/2022 (изв. № 0373200081222000578), Свердловского УФАС России от 18.05.2023 по делу № 066/06/42-1688/2023 (изв. № 0162300005323000800).
- См. решения Оренбургского УФАС России по делу № 056/06/42-310/2023 от 03.04.2023 (изв. № 0853500000323001711), Костромского УФАС России от 10.05.2023 по делу № 044/06/105-274/2023 (изв. № 0841600008123000196), Дагестанского УФАС России от 21.02.2023 по делу № 05-09/Р/2023 (изв. № 0103300019723000007).
Елена Чернюк электронный журнал ПРОГОСЗАКАЗ.РФ