В организации часть контрактов исполняется периодически, то есть по заявкам заказчика (продукты питания). Оплата осуществляется после каждой приемки товара, и этапы исполнения не закреплены в контракте как отдельные этапы, потому что при планировании невозможно было спрогнозировать точный объем и необходимые даты поставки товаров (работ, услуг). Как с 01.01.2022 с учетом п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ отражать в контрактах без объема информацию об этапах исполнения, когда на стадии планирования спрогнозировать объем и даты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг не представляется возможным? Какой порядок отражения такой информации в реестре контрактов?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик не обязан включать информацию об отдельных этапах исполнения контракта при осуществлении закупок, в отношении которых не устанавливается заранее определенного объема, в текст контракта или в реестр контрактов. Информацию и документы о частичном исполнении такого контракта целесообразно направлять в реестр контрактов по каждому факту приемки товаров, работ, услуг и их оплаты по контракту.
Обоснование вывода:
С 1 января 2022 года согласно п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в редакции Закона N 360-ФЗ отдельным этапом исполнения контракта является часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Законом N 44-ФЗ документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Исходя из буквального прочтения приведенной нормы, поставка, выполнение, оказание любой части товаров, работ, услуг соответственно, в том числе в объеме, предусмотренном заявкой заказчика, может расцениваться отдельным этапом исполнения контракта при условии, что контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату этой части исполнения. Именно такая точка зрения отражена в письме Минфина России от 25.10.2021 N 24-06-06/86152. В данном письме также указано, что сама по себе частичная приемка не является отдельным этапом исполнения контракта, если при этом у заказчика не возникает обязанности оплаты соответствующей части исполнения.
В этой связи заметим, что Законом N 44-ФЗ не установлена обязанность заказчика выделять этапы исполнения контракта в тех случаях, когда таковые должны будут иметь место при исполнении контракта, непосредственно в условиях контракта. Более того, представляется очевидным, что непосредственное определение этапов исполнения контрактов именно как этапов, именование их соответствующим образом в тексте контракта не имеет существенного значения – выделение этапов как таковых определяется существом порождаемых контрактом обязательств, а не употребление той или иной терминологии (смотрите ст. 431 ГК РФ). В любом контракте, который предполагает приемку заказчиком частичного исполнения и оплату такого исполнения после приемки, можно выделить этапы, притом что возможность приемки части исполнения по контракту, названной “этапом”, не может расцениваться в качестве такового, если контрактом не предполагается оплата этой части исполнения.
При этом Закон N 44-ФЗ не исключает возможность осуществления заказчиками закупок товаров, работ, услуг, объем которых определить заранее невозможно (ч. 24 ст. 22, ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Более того, типовой контракт на поставку продуктов питания, утвержденный приказом Минсельхоза России от 19.03.2020 N 140*(1), предусматривает различные варианты поставки продуктов питания как по заявкам заказчика, в том числе в случае, если количество поставляемого товара невозможно определить, так и не по заявкам, в том числе в случае, когда товар поставляется партиями и в контракте определено необходимое количество товара (график (этапы) поставки). Однако если объем исполнения по контракту невозможно определить заранее, представляется очевидным и невозможность определения заранее, непосредственно в тексте контракта и какой-либо конкретной части исполнения, которая могла бы быть принята и оплачена в определенное время. В связи с этим сомнительным становится и определение части исполнения по заявкам заказчика как этапа.
Учитывая изложенное, на наш взгляд, в приведенном в вопросе случае заказчик не обязан указывать информацию об отдельных этапах исполнения контракта при осуществлении закупок без определенного объема в тексте контракта или в реестре контрактов (при заключении). К сожалению, официальных разъяснений по данному вопросу нам найти не удалось, правоприменительной практики по нему по совершенно понятным причинам сложиться еще не могло.
Относительно включения информации об исполнении контракта с неопределенным объемом в реестр контрактов отметим, что согласно ч. 1 ст. 94, п. 10 и п. 13 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ и подп. “к” и “н” п. 2 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084, под “исполнением контракта” понимается исполнение его сторонами предусмотренных им обязательств, включая приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта и их оплату. Учитывая содержание п. 8.4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, мы не можем исключить то, что в правоприменительной практике будет сформирована позиция, согласно которой приемка и оплата поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг в объеме, предусмотренном заявкой заказчика, приравниваются по юридическому значению к исполнению отдельных этапов исполнения контракта. В этой связи до формирования в практике единообразного подхода к этому вопросу, на наш взгляд, во избежание неблагоприятных последствий целесообразно направлять в реестр контрактов информацию и документы об исполнении контракта без определенного объема в отношении каждого факта приемки и оплаты по такому контракту.
Изложенная позиция является нашим экспертным мнением. За официальными разъяснениями можно обратиться в Минфин России и (или) Федеральную антимонопольную службу.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Пилипенко Эльвира Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий