Заказчик по Закону N 223-ФЗ подпадает под постановление Правительства РФ от 06.03.2022 N 301 (подсанкционные). Поэтому заказчик не размещал в ЕИС свои изменения планов закупок с марта 2022 года. В обзорах законодательства обсуждается тема создания с 2023 года закрытой части ЕИС для подсанкционных организаций.
Для недопущения нарушения сроков размещения плана закупок в ЕИС с какого момента и как должен размещать заказчик план закупок в рамках действующего и планируемого законодательства?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Информация о закупках, определенных Правительством РФ на основании ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, начиная с плана закупок на 2023 год включается в план закупок и должна размещаться в ЕИС, но не официальном сайте – общедоступной (видимой) части ЕИС.
Обоснование вывода:
Одним из общих принципов закупки, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, является информационная открытость закупки (п. 1 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ). Этот принцип реализуется в виде установленной ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ обязанности заказчика по размещению информации о закупке, в том числе содержащейся в перечисленных в этой норме документах, в единой информационной системе (далее – ЕИС), на официальном сайте ЕИС и (или) на сайте заказчика в сети Интернет (чч. 7, 13 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, смотрите также письмо Минфина России от 07.10.2022 N 24-07-07/96855).
Обращаем внимание, что приведенные нормы разделяют ЕИС и официальный сайт, который был создан ранее ЕИС (смотрите ч. 10 ст. 8 Закона N 223-ФЗ). Принцип разделения в Законе N 223-ФЗ не описан, но он определен в законе, который регулирует аналогичные отношения в сфере государственных и муниципальных закупок – Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) и предполагает использование в указанной сфере той же ЕИС (смотрите пп. 1, 2 Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908). Согласно определению, данному в п. 9 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, ЕИС – это совокупность информации, предусмотренной этим Законом и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта ЕИС в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”. Как согласованно указано в ч. 4 ст. 4 Закона N 44-ФЗ, ч. 14 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, информация, размещенная на официальном сайте, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Иными словами, официальный сайт – это часть ЕИС, представляющая содержащуюся в ЕИС информацию в свободном доступе, для всех желающих и безвозмездно.
Безусловно, не всякая информация, касающаяся закупок, осуществляемых как государственными, муниципальными заказчиками, так и заказчиками, руководствующихся Законом N 223-ФЗ, должна размещаться в свободном доступе. Поэтому и в самой ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ указывается, что заказчик не размещает в ЕИС, на официальном сайте ЕИС сведения о закупках в случаях, установленных Законом N 223-ФЗ. К таким случаям относятся:
– закрытые конкурентные закупки (ч. 3 ст. 3.5 Закона N 223-ФЗ);
– определенные Правительством РФ закупки заказчиков, реализующих инвестиционные проекты, включенные в соответствующий реестр (чч. 1, 5, 8 ст. 3.1 Закона N 223-ФЗ);
– перечисленные в чч. 15 и 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, которые предусматривают две разные категории исключений: ч. 15 определяет общие постоянно действующие исключения, перечисленные в ней самой, а ч. 16 – действующие в силу принятия Правительством РФ соответствующих постановлений, которые определенно действуют в отношении ограниченного круга случаев и, как предполагается, могут действовать в течение определенного периода времени.
К последней категории относится предусмотренное п. 3 ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ право Правительства РФ определить перечень оснований неразмещения в ЕИС информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор. На основании этой нормы в п. 1 постановления Правительства РФ от 06.03.2022 N 301 в качестве указанного основания определено введение политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юридических лиц, и (или) введение иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера в отношении заказчика, осуществляющего закупку.
Именно отсюда следует, что заказчики, в отношении которых введены указанные меры ограничительного характера (далее – подсанкционные заказчики), вправе не размещать в ЕИС информацию о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключен договор.
Тем не менее вышеназванное постановление не определяет механизма реализации исключения указанной информации из ЕИС. Поэтому при решении вопроса о включении информации о таких закупках в план закупок необходимо обратиться непосредственно к нормам, регулирующим формирование и размещение в ЕИС плана закупок.
План закупки товаров, работ, услуг (далее – план закупки) в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещается заказчиком в ЕИС на срок не менее чем один год. Отсюда, на наш взгляд, также следует, что план закупки должен быть размещен в ЕИС до начала календарного года, закупки в течение которого предусмотрены таким планом.
Порядок формирования плана закупки, порядок и сроки размещения его в ЕИС, требования к форме такого плана согласно ч. 2 ст. 4 Закона N 223-ФЗ устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время действуют утвержденные на основании этой нормы постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (далее – Постановление N 932) Правила формирования плана закупки товаров (работ, услуг) (далее – Правила) и Требования к форме плана закупки товаров (работ, услуг) (далее – Требования).
Ныне действующая редакция указанных нормативных правовых актов не предусматривают исключения в отношении формирования плана закупок и его размещения в ЕИС для подсанкционных заказчиков. Более того, подп. 17 п. 1 Требований предусматривает включение в план закупки информации о проведении закупки в случаях, определенных Правительством РФ в соответствии с ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ. Однако согласно абзацу третьему п. 4 Правил информация о таких закупках включается в план закупки, план закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, но информация о таких закупках не размещается на официальном сайте. Если все закупки, включенные в план закупки, относятся к вышеуказанным, такой план закупки не размещается на официальном сайте.
Иными словами, информация о закупках, определенных Правительством РФ на основании ч. 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, включается в план закупки и должна размещаться в ЕИС, но не официальном сайте – общедоступной (видимой) части ЕИС.
Приведенные выше нормы были внесены в Правила и Требования подп. “б”, “в” п. 2 постановления Правительства РФ от 31.10.2022 N 1946. Одновременно было внесено изменение в Постановление N 932 – в него был внесен п. 3, который устанавливает, что положения и абзаца третьего п. 4 Правил, утвержденных настоящим постановлением, и подп. 17 п. 1 Требований применяются к планам закупки, планам закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, первый год реализации которых начинается с 2023 года.
Это представляется вполне логичным, поскольку план закупок на 2022 год составлялся в соответствии с нормами, действовавшими в 2021 году, и новые нормы могут быть применены только при формировании плана закупок на последующий период.
Конкретный “технический” механизм реализации приведенных требований в нормативных правовых актах не раскрыт. Полагаем, он будет установлен непосредственно в функционал ЕИС, к оператору которой и следует обращаться за соответствующими разъяснениями.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий