В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения должны содержаться в положении о закупке, которое является документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика.
И хотя отдельные требования к содержанию договора, заключаемого в соответствии с Законом N 223-ФЗ, и к его изменению следуют из норм этого Закона, большая часть регулирования процесса закупки, в том числе касающаяся расторжения договора, оставляется на усмотрение самого заказчика (смотрите письмо Минфина России от 03.06.2020 N 24-03-08/57578, письмо Минфина России от 19.06.2020 N 24-03-08/53082 ).
При этом, поскольку к договорам, заключаемым в соответствии с Законом N 223-ФЗ, применяются нормы Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ), очевидно, что положение о закупке не может устанавливать требований к порядку расторжения договора, противоречащих требованиям ГК РФ (п. 1 ст. 422 ГК РФ).
Положениями Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что расторжение договора возможно:
1) по соглашению сторон (п. 1 ст. 450 ГК РФ);
2) ввиду одностороннего внесудебного отказа одной из сторон от исполнения договора полностью или частично (ст. 310, 450.1 ГК РФ);
3) судом по требованию одной из сторон (п. 2 ст. 450 ГК РФ). Аналогичной по сути позиции о применении указанных норм в случае расторжения договора, заключенного в рамках Закона N 223-ФЗ, придерживаются представители Минфина России (смотрите письмо от 11.04.2022 N 24-07-08/30988, письмо от 20.05.2022 N 24-07-07/46840, письмо от 20.04.2022 N 03-07-11/35425).
Ни ГК РФ, ни Законом N 223-ФЗ не предусмотрена обязанность расторжения договора в случае его надлежащего исполнения, если договор исполнен частично и у заказчика отпала потребность в его дальнейшем исполнении. Соответственно, расторгать подобные договоры заказчик не обязан.
Равным образом ни Закон N 223-ФЗ, ни иные нормативные акты, предусматривающие обязанность и порядок размещения заказчиками информации в ЕИС, не содержат требование об обязательном размещении в реестре договоров информации о том, что договор “исполнен” или “закрыт” (смотрите постановление Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 “О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки”, приказ Минфина России от 29.12.2014 N 173н “О порядке формирования информации и документов, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки”). Поэтому, полагаем, само по себе наличие частично исполненного и не “заверенного” в ЕИС договора не противоречит требованиям Закона N 223-ФЗ и указанных подзаконных актов.
В заключение отметим, что вопрос о закрытии договора в реестре договоров является техническим, поэтому, учитывая, что в рамках консультирования по вопросам применения законодательства о закупках отдельными видами юридических лиц нами рассматриваются гражданско-правовые вопросы осуществления закупок, предусмотренных Законом N 223-ФЗ, а вопросы административного и технического характера, в том числе касающиеся функциональных возможностей ЕИС, порядка размещения информации в ЕИС, из сферы консультирования исключаются, в рамках данной консультации мы не можем ответить на вопрос о правомерности действий заказчика по закрытию договора в ЕИС.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Верхова Надежда