С 2022 года заказчики в конкурсах оценивают заявки поставщиков по-новому: критерии оценки остались прежними, но изменились их значимость и условия применения. Рассказываем про обновленные правила из ПП РФ № 2604 от 31 декабря 2021.
Правила оценки
Порядок рассмотрения заявок, критерии оценки и их «вес» заказчик указывает в приложении к извещению о закупке (п. 11 ч. 1. ст. 42 44-ФЗ).
Если заказчик применяет какие-либо критерии для оценки заявки, но не указал эти критерии или их вес в извещении, это нарушение.
Правила оценки регулирует ПП РФ № 2604, которое пришло на смену ПП № 1085 от 28 ноября 2013. Новое постановление многое унаследовало от предшественника, но есть и принципиальные изменения — рассмотрим их по порядку.
Что нового в оценке заявок
Группировка критериев
Раньше критерии разделяли на стоимостные и нестоимостные. Теперь это деление упразднили. У заказчика есть четыре критерия, которые закреплены в ст. 32 44-ФЗ:
- цена контракта, а в случае закупки неопределенного количества товаров, работ или услуг (ТРУ) – сумма цен их единиц;
- расходы на эксплуатацию и ремонт объекта закупки;
- характеристики объекта — качественные, функциональные, экологические;
- квалификация участников.
Каждый критерий, кроме цены, имеет детализирующие показатели оценки — это конкретные виды расходов, характеристик объекта закупки и квалификации поставщика.
Например, если заказчик выбрал в качестве критерия расходы на эксплуатацию, он должен указать конкретные их виды. Один вид расходов — это один показатель оценки. Если видов расходов несколько, должна быть указана величина значимости каждого.
Для критериев «характеристика» и «квалификация» заказчик также должен установить конкретизирующие показатели.
Минимальный набор критериев
В конкурсах, как мы уже отмечали, заказчик может применить четыре критерия.
Он вправе воспользоваться всеми сразу или выборочно: минимум должно быть два критерия оценки заявки, один из которых — цена. Из правила есть исключения:
- Если заказчик закупает ТРУ, для которых введены регулируемые цены или тарифы, то критерии «цена» и «расходы» можно не применять — оцениваются характеристики и квалификация.
- При закупке отдельных видов ТРУ вместо критериев «цена» и «расходы» можно применить критерий «стоимость жизненного цикла». Например, в закупках новых машин и оборудования, некоторых видов медицинской техники, отдельных строительных работ.
Величины значимости
Значимость критериев также изменилась. Под значимостью понимают «вес» критериев, то есть их процентную долю в общей оценке. Новые величины приводятся в Приложении № 2 к ПП № 2604. Как и прежде, суммарный вес всех критериев оценки должен быть равен 100.
Раньше при закупке большинства работ и услуг «цена» и «расходы» суммарно должны были иметь значимость не менее 60, а оставшиеся 40 приходились на нестоимостные критерии. Вес «расходов» не должен превышать вес «цены», то есть значимость могла распределяться, например, так: 40 — цена, 20 — расходы. Теперь для этих критериев установили самостоятельные предельные величины: цена должна минимально весить 60, а расходы — иметь максимальную значимость 10. Критерий «цена» стал сильнее влиять на общую оценку заявки.
Для каждого из подкритериев (детализирующих показателей), если их больше двух, устанавливается собственная величина значимости. Сумма этих величин также должна быть равна 100.
Иногда заказчики путают величины значимости критериев и вес детализирующих показателей. В результате общая сумма величин превышает 100 — это ошибка.
Особенности оценки по разным критериям
Как и прежде, заявкам присваиваются баллы по каждому критерию. Значение баллов рассчитывается по формулам из ПП № 2604. Рассмотрим особенности их начисления.
Критерий «цена»
Минимальный вес цены приведен в таблице. Значимость цены в конкретной закупке может быть выше этих показателей, но не ниже.
Предложение с наименьшей ценой считается лучшим — ему автоматически присваивается 100 баллов. Далее баллы рассчитываются по формуле из п. 9 Положения:
где БЦi — баллы по критерию «цена», Цi — цена, предложенная участником, а Цл — лучшая цена.
Если подано предложение с ценой ниже нуля, применяются формулы из п. 10 Положения.
Иногда участники, надеясь заполучить контракт, подают предложения с ценой, которая во много раз ниже реальной и значительно отличается от остальных. Такому предложению присвоят 100 баллов, а прочие заявки могут получить отрицательное количество баллов — это противоречит правилам.
Например, участник № 1 предложил цену 120 рублей, участник № 2 — 110 рублей, а участник № 3 — 50 рублей. Третьему предложению автоматически присвоят 100 баллов. Первый и второй участники, если считать по указанной выше формуле, получат -40 и -20 соответственно. Это противоречит правилам.
Ситуацию разъяснил Минфин в письме от 14.02.2022 № 24-01-09/10138. Так, если ценовое предложение превышает лучшее в два раза и более, то ему присваивается ноль баллов. Если таких ценовых предложений несколько, то каждое из них получает ноль баллов. В нашем примере предложения первых двух участников получат ноль баллов, а предложение третьего — 100.
Критерий «расходы»
Под расходами понимают затраты на эксплуатацию и ремонт, которые контрактом не предусмотрены, но могут возникнуть в процессе эксплуатации. Этот критерий применяется только при закупке товаров и работ.
Заказчик выбирает критерий «расходы» для оценки, чтобы определить, какой из предложенных товаров потребует меньше непредвиденных расходов при эксплуатации или кто из подрядчиков сможет выполнить работы так, чтобы после их приемки возникало как можно меньше дополнительных затрат.
Расходы — не самый популярный критерий оценки заявок. Это связано со сложностью определения его параметров. На этапе проведения закупки заказчику проблематично оценить достоверность поданных предложений. Есть риск, что недобросовестный участник предложит заведомо малые показатели расходов и получит преимущество в оценке заявки. В будущем, если затраты на эксплуатацию по факту окажутся гораздо выше, привлечь такого поставщика к ответственности не получится.
Но если все же в закупке установлен критерий «расходы», важно знать следующее:
- В Порядке рассмотрения и оценки заявок должен быть перечень расходов и единицы их измерения по Общероссийскому классификатору (ОКЕИ).
- Максимальная значимость критерия и для товаров, и для работ — 10%.
- Если расходов несколько, для каждого их вида должен быть установлен собственный вес.
- Участник может подать предложение, содержащее только количественное значение, при этом показатель (например, стоимость расходов) не может быть нулевым или отрицательным.
- Если участник не подал предложение о расходах, заказчик не может на этом основании отклонить заявку — он должен присвоить ноль баллов по этому критерию.
Баллы по критерию «расходы» рассчитываются строго по формуле из п. 14 ПП № 2604. Если видов расходов несколько, нужно считать баллы по каждому из них по этой же формуле.
Критерий «характеристики»
Критериями оценки объекта закупки могут выступать качественные, функциональные и экологические характеристики — одна, все вместе или две в любом сочетании.
Порядок рассмотрения и оценки заявок должен содержать детализирующие показатели этих характеристик — какие именно, закон не определяет. Значит, заказчик может установить их на свое усмотрение. Из детализирующих показателей должны быть понятны требования к объекту закупки и принцип распределения баллов при оценке этого показателя.
Если детализирующий показатель выражен количественно, Порядок оценки должен содержать единицы измерения, а также предельное минимальное или максимальное значение, если есть необходимость их установить.
Количественные показатели оценивают по одной из формул из п. 20 ПП № 2604. Если применить формулу невозможно, то есть нет функциональной зависимости между характеристикой и суммой баллов, оценка производится по шкале, которая должна предусматривать баллы за количественное значение конкретной характеристики или свойства объекта закупки.
Например, когда оценивают, есть ли у объекта закупки определенная характеристика или свойство, применяют простую шкалу: если объект обладает нужной характеристикой, ему присваивают 100 баллов, если не обладает — ноль баллов.
Не все показатели критерия «характеристика» можно выразить количественно. Если это невозможно, заказчик должен прописать в Порядке оценки перечень свойств объекта закупки, которые будет оценивать.
Вес критерия «характеристики» в сумме с весом критерия «квалификация» для большинства товаров должен быть не более 30%, а для большинства работ и услуг — не более 40%. Если для оценки заказчик выбрал оба этих критерия, то вес между ними он может распределить на свое усмотрение.
В отдельных случаях суммарный вес по критериям «характеристики» и «квалификация» может быть другим. Например, для работ по сохранению объектов культурного наследия, реставрации музейных предметов и коллекций — не более 60%, а для работ по созданию произведения литературы или искусства сумма может быть и 100%. Все такие случаи указаны в Приложении 2 к ПП № 2604.
Критерий «квалификация»
В качестве показателей квалификации заказчик может оценивать, есть ли у поставщика:
- финансовые ресурсы;
- оборудование и другие материальные ресурсы;
- опыт, связанный с предметом контракта;
- деловая репутация;
- специалисты определенной квалификации.
Заказчик вправе потребовать подтверждения как всех, так и некоторых из этих показателей. Они должны быть детализированы. Например, если речь о материальных ресурсах, то в Порядке оценки прописывают их перечень, а также указывают список подтверждающих документов (п п. «б» п. 27 ПП №2604).
По подкритерию «опыт» оценивают один или несколько детализирующих показателей:
- общая цена исполненных договоров,
- общее количество исполненных договоров,
- наибольшая цена одного из исполненных договоров.
Например, по критерию «квалификация» заказчик требует от участников подтвердить опыт общей ценой исполненных договоров, а также обладание финансовыми ресурсами по трем детализирующим показателям.
Заказчик должен описать предмет договоров, которые принимает к оценке каждого из указанных выше показателей, а также список прочих необходимых документов, например, актов приемки. Он может ввести условие об оплате неустоек по исполненным договорам. Если по предоставленным договорам есть неоплаченные неустойки, заказчик документы не примет.
Договоры, которыми участники подтверждают опыт, должны соответствовать общим требованиям:
- предмет договора должен быть связан с объектом закупки;
- договор может быть исполнен с учетом правопреемства;
- договор должен быть исполнен не ранее чем за 5 лет до даты окончания приема заявок.
Заказчик не может ограничить период исполнения договоров меньшим сроком. Например, он не вправе принимать только документы не старше трех или четырех лет.
При этом в ПП № 2604 не сказано, что это должны быть исключительно контракты, заключенные в рамках госзакупок. Поставщик вправе подтвердить опыт и другими соглашениями, в том числе договорами с коммерческими организациями.
Показатель «деловая репутация» оценивается только по индексу деловой репутации. Индекс участники подтверждают сертификатом, который выдают специальные организации — центры стандартизации и экспертизы, включенные в Единый реестр органов по сертификации. Процедура сертификации добровольная: индекс позволит рассчитывать участнику на более высокие баллы, а если поставщик такой сертификат не получил, по этому критерию ему присвоят ноль баллов.
Если заказчик хочет оценить квалификацию специалистов поставщика и устанавливает такой подкритерий, то Порядок оценки должен содержать перечень требуемых специалистов и сведения об их квалификации. Для подтверждения нужно представить трудовые книжки (или сведения о трудовой деятельности) работников и документы об их квалификации.
Баллы по критерию «квалификация» рассчитывается по тем же правилам и формулам, которые применяются для характеристик.
Поставщик должен прикрепить к заявке все подтверждающие документы в полном объеме и со всеми приложениями. Иначе заказчик не примет их к оценке, а заявке по этому критерию присвоят ноль баллов.
Участие в конкурсе — сложный процесс. Мы рассмотрели основные принципы, по которым заказчики оценивают конкурсные заявки. Внимательно готовьте документы и следите за разъяснениями регулирующих органов: практика по новым изменениям только начинает формироваться.