Получит ли заказчик всю выплату по гарантии, если контрагент нарушил условия контракта? Компенсируют ли исполнителю расходы на получение гарантии и кто это сделает? Может ли гарант отказать в выплате и когда его действия признают законными? Ответы на эти вопросы в обзоре КонсультантПлюс.
Выплата по гарантии не должна превышать размер имущественных требований к контрагенту
Заказчик отказался от сделки и получил всю сумму гарантии из-за нарушений поставщика. Контракт разрешал это сделать при полном или частичном неисполнении.
ВС РФ поддержал суды, которые посчитали, что спорное условие сделки нельзя применить к гарантии (Определение от 14.12.2022 г. № 305-ЭС21-29162 по делу № А40-11191/2021). Удерживать обеспечение в большей сумме, чем реальный размер обязательств контрагента, можно, только если его внесли деньгами.
К сходным выводам приходил и АС Северо-Западного округа. Его выводы тоже поддержал ВС РФ (Определение от 22.09.2021 № 307-ЭС21-15929 по делу № А21-5989/2020).
Отметим, АС Западно-Сибирского округа решил, что выплату по гарантии можно получить на всю сумму, если контракт не исполнили совсем. Недавно с ним также согласился ВС РФ (Определение от 24.11.2022 № 304-ЭС22-21843 по делу № А75-4274/2021).
Расходы исполнителя на получение гарантии возместит виновник срыва сделки
Убытки компенсирует заказчик, если контракт расторгли по его инициативе либо контролеры отменили закупку из-за нарушений — ВС РФ и АС Северо-Западного округа. Отметим, недавно с заказчика не взыскали расходы на гарантию, хотя именно он предложил расторгнуть сделку (Постановление АС Поволжского округа от 27.10.2022 г № Ф06-24104/2022по делу № А65-3027/2022). Суды решили, что исполнение прекратили по воле сторон, а не по вине заказчика.
Затраты на получение гарантии могут взыскать и с банка. Это возможно, если гарантию отклонили, поскольку она не отвечала требованиям извещения и закона — ВС РФ и АС Поволжского округа. В практике есть мнение, что именно победитель обязан проверять текст гарантии перед тем, как направлять заказчику. Из-за этого убытки с банка могут и не взыскать.
Банк может отказать в выплате по формальным основаниям
В практике нередки случаи, когда банк отказывает заказчику в выплате по гарантии. Суды признают такой отказ законным, если требование, в частности:
- направили за пределами срока гарантии — АС Московского (Постановление от 27.07.2022 г № Ф05-16248/2022 по делу № А40-226476/2021) и Северо-Западного (Постановление от 03.03.2023 г № Ф07-23331/2022 по делу № А13-3416/2022) округов;
- подписало ненадлежащее лицо — АС Северо-Западного округа (Постановление от 06.04.2023 года № Ф07-2881/2023по делу № А56-46122/2022);
- не скрепили печатью — АС Северо-Западного округа (Постановление от 23.03.2023 года № Ф07-2595/2023 по делу № А56-43490/2022). Отметим, по мнению ВС РФ (Определение от 16.07.2021 г № 305-ЭС21-10679 по делу № А40-56967/2020) и АС Московского округа (Постановление от 18.05.2023 г № Ф05-13854/2022 по делу № А40-237368/2021), отсутствия печати на требовании мало, чтобы отказать в выплате, если заказчик представил нужные документы.
АС Поволжского округа поддержал банк, который отклонил требование о выплате, поскольку заказчик, в частности, не направлял контрагенту претензий (Постановление от 17.03.2023 г № Ф06-28636/2023 по делу № А12-13401/2022. Гарантия покрывала только уплату неустойки, но заказчик не потребовал ее заплатить, хотя по закону и условиям сделки обязан был это сделать. Банк решил, что обязательство из гарантии не возникло.
АС Дальневосточного округа в сходной ситуации встал на сторону заказчика: то, что от контрагента не требовали уплатить неустойку до обращения в банк, неважно (Постановление от 17.06.2021 г № Ф03-2369/2021 по делу № А73-5842/2020). Гарантия к этому не обязывала.