Обязательно ли нужно создавать контрактную службу в бюджетном учреждении, у которого совокупный годовой объем закупок превышает 100 млн рублей, если имеется единая комиссия? Если обязательно, то может ли совпадать состав контрактной службы и единой комиссии? Сколько человек должно быть в контрактной службе?
Из чч. 1, 2 ст. 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) следует, что для управления закупками заказчиком в любом случае обязательно либо назначается одно конкретное должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (контрактный управляющий), или создается контрактная служба. Создание контрактной службы обязательно, если совокупный годовой объем закупок (далее – СГОЗ) заказчика превышает 100 млн руб., в ином случае создание контрактной службы или назначение контрактного управляющего осуществляется по выбору заказчика.
В отсутствие указаний закона об ином, СГОЗ определяется по правилам, установленным п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ.
Соответственно, если СГОЗ заказчика превышает 100 млн руб., он обязан создать контрактную службу.
Факт наличия единой комиссии по осуществлению закупок, созданной в соответствии с требованиями ст. 39 Закона N 44-ФЗ, в таком случае значения не имеет.
В силу ч. 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Такое Типовое положение (регламент) о контрактной службе утверждено приказом Минфина России от 31.07.2020 N 158н (далее – Типовое положение).
Согласно сноске 3 к п. 2.1 Типового положения контрактная служба создается одним из следующих способов:
- в виде отдельного структурного подразделения заказчика или
- путем утверждения заказчиком постоянного состава работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.
Возглавляет контрактную службу руководитель, назначаемый на должность приказом руководителя заказчика, уполномоченного лица, исполняющего его обязанности, либо уполномоченного руководителем лица (п. 2.3 Типового положения).
Из приведенных выше норм также следует, что работниками контрактной службы, контрактным управляющим могут быть лица только из числа сотрудников заказчика.
Структура и штатная численность контрактной службы определяется руководителем заказчика и не может составлять менее 2 человек (п. 2.2 Типового положения).
Отметим, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрено каких-либо ограничений, запретов на включение в состав контрактной службы тех или иных категорий работников или работников, выполняющих те или иные функции. В этой же связи заметим, что закон не запрещает совмещение работниками контрактной службы, контрактного управляющего заказчика участия в комиссиях по осуществлению закупок (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 23.08.2013 N Д28и-974). Аналогичного мнения придерживаются суды (смотрите, например, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 26 декабря 2017 г. N Ф09-8108/17 по делу N А07-8889/2017, определение Верховного Суда РФ от 15 мая 2018 г. N 309-КГ18-2967 по делу N А07-8889/2017). То есть фактически контрактная служба и единая комиссия могут состоять из одних и тех же лиц.
Вместе с тем следует иметь в виду, что согласно ч. 7 ст. 38 Закона N 44-ФЗ руководитель заказчика, руководитель контрактной службы, работники контрактной службы, контрактный управляющий обязаны при осуществлении закупок принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Верхова Надежда