Национальный режим – это меры, направленные на поддержку отечественных производителей товаров и отечественных исполнителей работ и услуг. В закупах это означает предоставление им преимуществ по сравнению с поставщиками иностранной продукции и иностранными участниками.
В последние годы национальный режим стал трендом развития системы закупок. Стимулом для этого стало введение против России международных санкций и, как следствие, необходимость поддержки собственного производства. Имея преимущества в государственных и корпоративных закупках, российские производители получают возможность для расширения рынков сбыта за счёт государственных и корпоративных заказчиков. А значит, и для расширения производства.
Национальный режим сегодня установлен в закупках и по 44-ФЗ, и по 223-ФЗ.
В 44-ФЗ он реализуется при помощи четырёх механизмов:
🔻запрет закупки иностранной продукции (импортная продукция просто не допускается);
🔻ограничения допуска иностранной продукции (если в закупке предложена российская продукция, то заявки с импортной – отклоняются);
🔻условия допуска иностранной продукции (для российской продукции устанавливается ценовое преимущество);
🔻минимальная доля (квота) закупки российских товаров (заказчик в течение года обязан закупить определённый процент товаров из России).
В закупках по 223-ФЗ механизмов национального режима всего два:
🔻приоритет российским товарам, работам, услугам (для российской продукции устанавливается преимущество в цене);
🔻минимальная доля (квота) закупки российских товаров (заказчик в течение года обязан закупить определённый процент товаров из России).
Каждый механизм устанавливается отдельным актом (или несколькими отдельными актами) Правительства России либо Минфина. При этом каждым таким документом определяются конкретные виды товаров, работ, услуг, на которые он распространяется. Исключение составляет приоритет по 223-ФЗ, который работает во всех закупках по этому закону.
В заключение отмечу, что ввиду несовершенства нормативного регулирования тема национального режима традиционно является наиболее острой на всех форумах, конференциях и обучающих мероприятиях в сфере закупок.
Евгений Султанов, эксперт, преподаватель, член Экспертного совета при ФАС России по 223-ФЗ