Учреждение по Закону N 44-ФЗ осуществляет аукцион на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. В типовых условиях контракта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.6.2023 N 1066, предусмотрены:
57. Уведомления (в том числе обращения, сообщения, предложения, требования) сторон, связанные с исполнением, изменением, расторжением контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, контрактом, передаются лицу, имеющему право действовать от имени стороны контракта, лично под расписку или направляются стороне контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу стороны контракта, указанному в контракте.
Датой получения уведомления, указанного в абзаце первом настоящего пункта, считается:
– дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени стороны контракта, в расписке о получении уведомления (в случае передачи такого уведомления лицу, имеющему право действовать от имени стороны контракта, лично под расписку);
– дата получения стороной контракта, направившей уведомление, подтверждения о вручении стороне контракта, в адрес которой направлено уведомление, заказного письма либо дата получения стороной контракта, направившей уведомление, информации об отсутствии стороны контракта, в адрес которой направлено уведомление, по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления уведомления заказным письмом).
Таким образом, типовыми условиями контракта предусмотрены два вида уведомлений.
Можно ли дополнительными условиями предусмотреть, что уведомления могут направляться другой стороне посредством электронной почты, указанной в контракте (при этом уведомлением будет считаться дата направления письма)?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
Заказчик вправе предусмотреть в контракте условие о порядке направления уведомлений по нему, отличный от установленного рассматриваемой нормой.
Обоснование позиции:
Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) Правительство РФ вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок. В частности, в соответствии с указанной нормой постановлением Правительства РФ от 29 июня 2023 г. N 1066 (далее – Постановление N 1066) утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (далее – Типовые условия).
Следует заметить, что ранее, до 1 января 2022 года ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ указывала на право федеральных органов исполнительной власти на утверждение типовых контрактов и типовых условий контрактов. Однако Федеральным законом от 02.07.2021 N 360-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Закон N 360-ФЗ) в эту норму с 1 января 2022 года были внесены изменения, исключающие в том числе упоминание типовых контрактов. При этом как следует из ч. 12 ст. 8 Закона N 360-ФЗ, условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до 1 января 2022 года, применяются в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ, до утверждения Правительством РФ типовых условий контрактов в соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в действующей редакции.
Полагаем, что исключение из ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ было обусловлено тем, что в силу указаний ст. 426 ГК РФ типовыми договорами фиксируются правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Вследствие этого на практике любые отступления условий заключаемых контрактов от условий типовых контрактов считались нарушениями. “Типовые условия” как юридическая конструкция гражданским законодательством не определены, оно упоминает только “примерные условия”, которые, как видно из ст. 427 ГК РФ, не являются обязательными и применяются к отношениям сторон договора, не содержащего отсылки к ним, лишь в качестве обычаев и лишь если они соответствуют требованиям ст. 5 и п. 5 ст. 421 ГК РФ. Полагаем, что на практике типовые условия следует считать занимающими промежуточное положение между “типовыми договорами (контрактами)” и “примерными условиями”, то есть считать, что их включение в контракт обязательно, если такие условия действительно необходимо для этого контракта. К сожалению, официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, подтверждавших бы наше мнение, нам обнаружить не удалось.
В любом случае, как нам представляется очевидным, исключение из инструментов регулирования отношений в рамках контрактной системы типовых контрактов с заменой их типовыми условиями, является мерой по либерализации такого регулирования, увеличения его гибкости.
В отношении рассматриваемого типового условия это подтверждается самим его содержанием.
В соответствии с абзацем первым п. 57 Типовых условий “Уведомления (в том числе обращения, сообщения, предложения, требования) сторон, связанные с исполнением, изменением, расторжением контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, контрактом, передаются лицу, имеющему право действовать от имени стороны контракта, лично под расписку или направляются стороне контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу стороны контракта, указанному в контракте.” Иными словами, само по себе рассматриваемое типовое соглашение предусматривает, что условиями контракта может быть установлен и иной порядок. При наличии сомнений в возможности невключения в контракт данного типового условия оно может быть дополнено условием об ином порядке, применяемом в части, большей или меньшей, случаев направления корреспонденции по контракту.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий