Можно ли увеличить цену контракта на поставку медицинских изделий в соответствии с частью 65.2 Закона N 44-ФЗ, если контракт не содержит количество товара, спецификация контракта состоит из одиннадцати позиций, установлены цена за единицу медицинского изделия и максимальное значение цены контракта, количество товара определяется заявками?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Увеличение максимального значения цены контракта, не предусматривающего точного объема исполнения, на основании указанной нормы неправомерно.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом N 44-ФЗ.
Исчерпывающий перечень постоянно действующих случаев, когда существенные условия контракта можно изменить при его исполнении (то есть уже после его подписания), содержится в чч. 1, 1.2 и 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, кроме того, чч. 65.1-65.3 ст. 112 Закона N 44-ФЗ допускают изменение существенных условий некоторых контрактов в 2022, 2023 и 2024 годах. Большинство пунктов ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ устанавливают возможность изменения только отдельных, поименованных в них условий – количества товаров, объема работ или услуг, цены контракта. Изменение фактически любых условий контракта допускают пп. 2-4, 10, 13 ч. 1 ст. 95 и чч. 65.1, 65.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, хотя пп. 2-4, 13 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1 – только на основании решения органов исполнительной власти.
В соответствии с ч. 65.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ до 31 декабря 2024 года по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, предметом которого является поставка лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов, если по предложению заказчика увеличивается предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов не более чем на 30% или уменьшается предусмотренное контрактом количество таких препаратов, изделий, материалов не более чем на 30%. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов исходя из установленной в контракте цены единицы таких препаратов, изделий, материалов, но не более чем на 30% цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы таких препаратов, изделий, материалов. Цена единицы дополнительно поставляемых лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов или цена единицы таких препаратов, изделий, материалов при уменьшении предусмотренного контрактом количества таких препаратов, изделий, материалов должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов.
Обратим внимание, что данная норма фактически устанавливает для лекарственных препаратов, медицинских изделий, расходных материалов “количественное смягчение” для общего правила изменения контрактов, установленного п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, согласно которой при исполнении контракта*(1) возможно по соглашению сторон контракта по предложению заказчика увеличить или уменьшить предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10%. Во всем остальном нормы практически идентичны.
В любом случае и п. 1.2 ч. 1 ст. 95, и ч. 65.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ устанавливают возможность изменения именно объема исполнения контракта – количества товара, объема работ или услуг. Изменение цены является производным от такого изменения, причем если при уменьшении объема исполнения контракта уменьшение цены является обязательным, то при увеличении объема исполнения – только допускается. На невозможность увеличения цены контракта без изменения объема его исполнения указано в письме Минфина России от 11.09.2020 N 24-03-08/80062, применительно к подп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, утратившего силу с 1 января 2022 года, однако его содержание фактически было продублировано в п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Полагаем, что поскольку ч. 65.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ также фактически аналогичен по содержанию, устанавливая лишь специальный случай того же правила, эти разъяснения применимы и к нему. Конкретных разъяснений по данному пункту нам, к сожалению, обнаружить не удалось, но косвенно применимость того же подхода, на наш взгляд, следует из письма Минфина России от 17.03.2023 N 24-06-06/22838.
Более того, по нашему мнению, к контрактам, объем исполнения по которым не определяется на момент их заключения (ч. 22 ст. 24 Закона N 44-ФЗ), ч. 65.2 ст. 112, равно как и п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, неприменимы по определению, поскольку объем исполнения по ним определяется заявками заказчика (ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). В этой связи заметим, что в письме Минфина России от 05.03.2020 N 24-03-07/16668, также касающемся утратившего силу подп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, аналогичного п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, было указано на невозможность применения этой нормы к контрактам, заключенным на основании ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, в случаях, установленных постановлением Правительства РФ от 13.01.2014 N 19, с указанием формулы цены и максимального значения цены контракта. Полагаем, что данные разъяснения также применимы к рассматриваемому случаю, поскольку ключевым тезисом в них следует считать неприменимость разъясняемой нормы к контрактам, в которых устанавливается максимальное значение цены, а не конкретная сумма, и не установлен точный объем исполнения.
Таким образом, увеличение максимального значения цены контракта, не предусматривающего точного объема исполнения, на основании ч. 65.2 ст. 112 Закона N 44-ФЗ неправомерно.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий