Возможно ли списание неустойки по контракту, заключенному в 2023 году по постановлению Правительства РФ от 04.07.2018 N 783, при условии, что обязательства исполнены в полном объеме с просрочкой (пени – менее 5%), а срок действия контракта – до 31.12.2023?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Если соблюдены все условия для списания пеней, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 4 июля 2018 г. N 783, заказчик обязан списать начисленную сумму пеней независимо от того, истек ли срок действия контракта.
Обоснование вывода:
По общему правилу, предусмотренному ст. 309 ГК РФ, на нормах которого основан Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу чч. 6-8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ требование об уплате пеней направляется контрагенту в случае просрочки исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, а в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, ему направляется требование об уплате штрафа. Направление такого требования является обязанностью заказчика (смотрите письмо Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867).
В соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, вступившей в силу 8 марта 2022 года, Правительство РФ вправе установить случаи и порядок списания начисленных контрагенту, но не списанных заказчиком сумм неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом. В силу ч. 42.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ начисленные контрагенту, но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015, 2016, 2020 и 2021 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.
На основании данных норм постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 утверждены Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее – Правила).
Согласно пп. 1 и 2 Правил заказчики осуществляют списание начисленных в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по контракту, но не уплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), если обязательства по контракту исполнены в полном объеме, за исключениями, перечисленными в п. 2 Правил.
В соответствии с п. 3 Правил списание осуществляется заказчиком, в частности, если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта. В этом случае заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек в полном объеме (подп. “а” п. 3 Правил). Основанием для принятия решения о списании суммы неустоек (штрафов, пеней) в этом случае является исполнение контрагентом обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме, подтвержденное актом приемки или иным документом (подп. “а” п. 5 Правил). В такой ситуации возникновение у заказчика обязанности осуществить списание неустойки поставлено в зависимость исключительно от наличия предусмотренных Правилами условий. Это уже упомянутое соотношения цены контракта и размера начисленной неустойки, наличие документа, подтверждающего исполнения контракта, документально подтвержденное проведение сверки расчетов с контрагентом по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (п. 4, подп. “а” п. 5 Правил), отсутствие обстоятельств, перечисленных в подп. “а” п. 2 Правил.
В Правилах отсутствует указание на то, что списание пени возможно лишь по истечении срока действия контракта. Поэтому то обстоятельство, что в рассматриваемой ситуации такой срок не истек, не имеет юридического значения.
В заключение отметим, что ни Законом N 44-ФЗ, ни Гражданским кодексом РФ, на нормах которого основывается этот закон, не установлены общие требования к сроку действия контрактов. Государственный (муниципальный) контракт представляет собой гражданско-правовой договор (пп. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ), который прекращается по основаниям, предусмотренным ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором (п. 1 ст. 407 ГК РФ). Одним из таких оснований является надлежащее исполнение (п. 1 ст. 408 ГК РФ). В отличие от условия о сроке действия контракта включение в контракт условия о сроках исполнения обязательств по общему правилу обязательно. Нарушение срока исполнения обязательства влечет для сторон контракта ответственность, предусмотренную чч. 6-7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, при этом в силу п. 3 ст. 425 ГК РФ само по себе истечение указанного в контракте срока его действия не прекращает возникшие из контракта обязательства (например, обязательство продавца передать товар и встречное обязательства покупателя оплатить его), если иное не предусмотрено контрактом. С исполнением же предусмотренных контрактом обязательств контракт считается прекращенным даже в том случае, если указанный в нем срок действия еще не истек.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей