Согласно подп. «г» п. 31 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд[1] (далее — Положение) в случае закупки работ по строительству[2] в порядке оценки заявок устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный ч. 16 ст. 34 Закона № 44-ФЗ (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный ч. 16.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ;
- контракт, предусмотренный ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ;
- договор, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в т. ч. линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Таким образом, Положение не предполагает оценку опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Вместе с тем участники закупок, которые имеют именно такой опыт, могут попытаться оспорить установленный заказчиком порядок оценки заявок, ссылаясь на то, что указанный опыт считается надлежащим подтверждением соответствия участников закупок дополнительным требованиям, предусмотренным отдельными позициями приложения к ПП РФ № 2571. Однако такие жалобы участников закупок признаются необоснованными[3], т. к. дополнительные требования к участникам закупок не то же самое, что оценка заявок участников закупок по показателю квалификационного критерия «наличие опыта, связанного с предметом контракта».
Объективности ради заметим, что в отдельных случаях контрольные органы не придают значения тому, что заказчик предусматривает оценку опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в т. ч. линейного объекта)[4]. Несмотря на это, рекомендуем при подготовке порядка оценки заявок исходить из того, что подп. «в», «г» п. 31 Положения не предполагают оценку опыта участника, полученного в качестве застройщика.
1.Утв. постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604.
2.Речь идет о закупках, по результатам проведения которых заключается контракт жизненного цикла (при условии, что такой контракт предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), контракт на «строительство под ключ», а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в т. ч. линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
3.См. решения Ленинградского УФАС России от 06.04.2023 по делу № 047/06/42-578/2023 (изв. № 0145300016423000003), Оренбургского УФАС России от 03.04.2023 по делу № 056/06/42-310/2023 (изв. 0853500000323001711)
4.В качестве примера см. решения Астраханского УФАС России от 12.10.2023 № 030/06/48-1069/2023 (изв. № 0125300014523000021), Санкт-Петербургского УФАС России от 17.10.2023 по делу № 44-4193/23 (изв. № 0172200004723000235). Нужно заметить, что существо рассматриваемых вопросов в обоих случаях было иным; возможно, контролеры просто не обратили внимания на необычный порядок оценки заявок.
Евгения Васильева журнал ПРОГОСЗАКАЗ.РФ