Можно ли в контракте по Закону N 44-ФЗ на уборку обозначенных в контракте помещений в здании изменить условие, а именно включить дополнительные помещения, в том числе помещения санитарного назначения (туалет)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации описанное изменение условий контракта не будет правомерным.
Обоснование позиции:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же Закона. Также ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях. Перечень таких случаев является исчерпывающим.
Поскольку понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ не определено, за разъяснениями этого понятия следует обратиться к Гражданскому кодексу РФ, на нормах которого в том числе основывается указанный Закон (п. 1 ст. 2 этого Закона). Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В связи с этим следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении контрагента, документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При этом, во-первых, из ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ также следует, что контракт в любом случае должен содержать взаимосвязанные условия о цене и о количестве товара, объеме работ, услуг, приобретаемых по контракту (далее – объем исполнения), которые могут быть сформированы в трех вариантах:
– ориентировочное значение цены контракта либо формула и максимальное значение цены контракта – в случаях, установленных Правительством РФ;
– цены(а) единиц(ы) товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта – если объем исполнения по контракту невозможно определить на момент его заключения (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);
– цена контракта, устанавливаемая за весь объем исполнения в целом, – во всех прочих случаях.
Следовательно, условия и об объеме оказываемых услуг, и об их цене и о месте оказания услуг следует отнести к существенным как указанные в законе в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ.
Без наличия особых к тому условий – значимость, в первую очередь – финансовая, контракта, необходимость изменения проектной документации строительных работ и (или) наличие соответствующего решения органа государственной власти – увеличение объема исполнения с пропорциональным увеличением цены контракта допускается только в пределах 10% от изначально установленных контрактом (п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). При этом указанное изменение цены возможно лишь пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги.
Во-вторых, исходя из п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ к числу условий контракта, которые должны быть указаны в извещении об осуществлении закупки, относится условие о месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, и ни ч. 18 ст. 34, ни ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, устанавливающие условия для изменения условий контракта, не предусматривают возможности изменения условия о месте оказания услуг. В судебной практике неоднократно подтверждалось, что если в контракте указаны конкретные адреса, по которым оказываются услуги, стороны контракта не вправе изменить такие адреса, даже если общий объем услуг и их стоимость не изменятся (постановление АС Северо-Западного округа от 28.04.2017 N Ф07-3622/17, постановление АС Северо-Западного округа от 19.01.2017 N Ф07-12609/16, постановление Десятого ААС от 12.09.2017 N 10АП-10119/17, постановление АС Московского округа от 12.01.2018 N Ф05-19869/17, постановление Восемнадцатого ААС от 18.12.2017 N 18АП-14439/17). В данном конкретном случае адрес, по которому указываются услуги, не изменяется, но место оказания услуг детализировано другим образом – путем указания на конкретные помещения в здании по указанному адресу, что, по нашему мнению, должно расцениваться точно так же, как и указание адреса, поскольку степень конкретизации места оказания услуг в законе не оговаривается, а потому определяется самим заказчиком. Иными словами, если заказчик конкретизировал место оказания услуг именно путем указания конкретных помещений, то указание на другие помещения также должно расцениваться как изменение места оказания услуг.
В-третьих, возникает вопрос о том, изменяется ли в данном случае только объем услуги или виды услуг, сам предмет контракта, который, как было сказано выше, в силу ст. 432 ГК РФ является главным существенным условием контракта. Как указано в п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 29.09.1999 N 48, если предмет договора обозначен указанием на конкретную деятельность, круг возможных действий исполнителя может быть определен на основании предшествующих заключению договора переговоров и переписки, практики, установившейся во взаимных отношениях сторон, обычаев, последующего поведения сторон и т.п. (смотрите, например, постановления АС Центрального округа от 08.09.2021 N Ф10-3593/21, АС Северо-Западного округа от 26.08.2021 N Ф07-9897/21, АС Западно-Сибирского округа от 24.08.2021 N Ф04-4166/21). В зависимости от характера услуги согласование предмета может предполагать также необходимость определения объема подлежащих оказанию услуг, периодичности их оказания (смотрите, например, постановления АС Московского округа от 25.12.2020 N Ф05-19035/20, Двенадцатого ААС от 08.02.2022 N 12АП-322/22). При этом услуги по уборке по своему существу могут быть квалифицированы как такие, в котором предмет услуг – поддержание чистоты в помещениях может быть фактически приравнен к их объему – поддержанию чистоты в определенных помещениях определенной площади.
Кроме того, в данном конкретном случае включение условия об оказании услуг по уборке в помещениях санитарного назначения (туалете), по нашему мнению, предполагает изменение характера услуг – совершению действий, собственно услуг совершенно иного характера, нежели это предполагалось изначально. Материалов правоприменительной практики, которые прямо подтверждали бы сделанный нами вывод, нам, к сожалению, найти не удалось, но этот вывод косвенно подтверждает постановление Семнадцатого ААС от 14.07.2022 N 17АП-6607/22.
Таким образом, полагаем, что описанное изменение контракта не может быть признано правомерным.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий