Контракт заключен в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ. Может ли заказчик произвести оплату по контракту не исполнителю, а указанному им третьему лицу? На какие нормы ссылаться?
По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:
Оплата по контракту, заключенному в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должна производиться заказчиком непосредственно поставщику (подрядчику, исполнителю) за исключением случаев, предусмотренных законом.
Обоснование позиции:
Прежде всего надлежит исходить из того, что заключение трехсторонних контрактов Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ принципиально не предусмотрено (смотрите письмо Минфина России от 21 ноября 2019 г. N 24-03-07/90032): контракт всегда заключается между заказчиком и соответствующим поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя в том числе оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Буквальное толкование приведенной нормы указывает на то, что оплата должна производиться заказчиком непосредственно в адрес поставщика (подрядчика, исполнителя). Соответствующее уточнение было специально внесено абзацем третьим подп. “а” п. 32 ст. 5 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 360-ФЗ.
В этой связи в п. 2 письма Казначейства России от 16 июня 2022 г. N 07-04-05/14-14698 разъясняется, что законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не предусмотрено указание в контракте нескольких поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также оплата поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги иному лицу, не являющемуся стороной контракта; кроме того, бюджетным законодательством не определен порядок санкционирования оплаты денежных обязательств, возникающих из государственных (муниципальных) контрактов, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту.
Остается заключить, что если контракт заключен в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, то оплата по такому контракту всегда должна производиться заказчиком непосредственно поставщику (подрядчику, исполнителю), за исключением случаев, предусмотренных законом.
В частности, п. 20 ст. 241 БК РФ устанавливает, что в случае оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения государственного (муниципального) контракта в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ, денежного обязательства, возникшего на основании государственного (муниципального) контракта, допускается санкционирование оплаты такого денежного обязательства:
- на счет, определенный арбитражным управляющим, в случае признания несостоятельным (банкротом) физического, юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществивших поставку товара, выполнение работы, оказание услуги (исполнение отдельного этапа исполнения государственного (муниципального) контракта);
- на счет юридического лица, являющегося правопреемником реорганизованного юридического лица, в случае правопреемства поставщика (подрядчика, исполнителя) по государственному (муниципальному) контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения;
- лицу, являющемуся наследником, в соответствии с гражданским законодательством в случае смерти физического лица, осуществившего поставку товара, выполнение работы, оказание услуги (исполнение отдельного этапа исполнения государственного (муниципального) контракта), и закрытия счета, указанного в государственном (муниципальном) контракте.
Обращаем внимание, что в п. 20 ст. 241 БК РФ речь идет именно о государственных (муниципальных) контрактах, как они определены п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ. Государственные (муниципальные) контракты заключаются получателями бюджетных средств (органами власти или казенными учреждениями) от имени соответствующего публично-правового образования.
В свою очередь, бюджетные учреждения за счет предоставляемых им из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий, а также за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности, государственных (муниципальных) контрактов не заключают: заключаемые этими учреждениями гражданско-правовые договоры о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг именуются контрактами (п. 8.1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ).
Хотя каких-либо исключений из общего правила для контрактов, заключаемых бюджетными учреждениями, законодательство, по всей видимости, не предусматривает, надо полагать, что эти заказчики также не лишены возможности производить оплату по контрактам в пользу правопреемников или наследников поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при возникновении обстоятельств, аналогичных тем, что указаны в п. 20 ст. 241 БК РФ.
В заключение подчеркнем, что предусмотренное п. 2 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ требование об оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта непосредственно поставщику (подрядчику, исполнителю) в равной степени распространяется как на государственные (муниципальные) контракты, так и на иные контракты, заключаемые в соответствии с требованиями рассматриваемого Федерального закона (в том числе контракты, заключаемые бюджетными учреждениями).
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Лисицин Павел