В муниципальном образовании создан уполномоченный орган по определению поставщиков для заказчиков, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Законом N 44-ФЗ. С 1 февраля 2023 года автономные учреждения города, ранее осуществлявшие свою деятельность по Закону N 223-ФЗ, в установленные законом сроки не разместили в ЕИС отчет о закупках у СМП, в связи с чем до конца года будут осуществлять свою деятельность частично в соответствии с N 44-ФЗ (часть 8.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ).
Может ли уполномоченный орган по Закону N 44-ФЗ осуществлять функции по определению поставщика (включая работу комиссии по осуществлению закупок) для таких автономных учреждений?
По данному вопросу эксперты придерживаемся следующей позиции:
Централизация закупок названных в вопросе автономных учреждений в порядке, установленном законодательством о контрактной системе в сфере закупок, законодательством не предусмотрена.
Вместе с тем орган, исполняющий функции представителя собственника имущества указанных учреждений, вполне может элементы централизации закупок для них.
Обоснование позиции:
Действительно, в соответствии с ч. 8.1 ст. 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) в случае неразмещения руководствующимся этим Законом заказчика годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в единой информационной системе (ЕИС) положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями указанного Закона, и в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ).
Однако следует обратить внимание на то, что приведенная норма говорит не о применении заказчиками, которые должны руководствоваться Законом N 223-ФЗ, иного закона – Закона N 44-ФЗ в полном объеме, но однозначно указывает, что они должны руководствоваться Законом N 44-ФЗ в части, далее конкретно указывая в какой, а именно:
- обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком, далее “контрагент”) (п. 1 ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- выбора способа определения контрагента (п. 2 ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с чч. 1-3, 5-8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (п. 3 ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- применения требований к участникам закупок (п. 4 ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- оценки заявок, окончательных предложений участников закупок (п. 5 ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок (п. 6 ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- определения контрагента в соответствии с параграфами 2 и 3 главы 3 Закона N 44-ФЗ (п. 1 ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ);
- осуществления закупки у единственного контрагента в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 8 ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Более того, пп. 3, 7, 8 ч. 8.1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ устанавливают для заказчиков, которые должны руководствоваться этим Законом, но положения о закупке которых считаются не размещенными в ЕИС в силу неразмещения вышеназванного отчета, изъятия из общего порядка осуществления закупок, установленного Законом N 44-ФЗ.
Заметим, что абсолютно аналогичные указания о применении Закона N 44-ФЗ в отношении заказчиков, изначально не разместивших в ЕИС свои положения о закупке, содержит ч. 5.1 ст. 8 Закона N 44-ФЗ.
В связи с этим, на наш взгляд, следует обратить особое внимание на то, что в отношении определения контрагента Закон N 223-ФЗ четко дает указание о применении именно с параграфами 2 и 3 главы 3 Закона N 44-ФЗ, но не параграфа 1 данной главы, которая как раз предусматривает возможность централизации закупок заказчиков, руководствующихся Законом N 44-ФЗ (ст. 26 этого Закона).
Таким образом, централизация закупок заказчиков, руководствующихся Законом N 223-ФЗ, в порядке, установленном ст. 26 Закона N 44-ФЗ, положения о закупке которых считаются не размещенными в ЕИС, законодательством не предусмотрена.
Вместе с тем лицо, которое фактически может определять решения заказчиков, руководствующихся Законом N 223-ФЗ (например орган, исполняющий функции представителя собственника имущества учреждений), вполне может элементы централизации закупок для вышеназванных заказчиков. С учетом того, что, как было сказано выше, в данном случае централизация закупок законом не предусмотрена, отношения таких заказчиков с уполномоченным органом, уполномоченным учреждением в любом случае должны основываться на договорах (соглашениях). Соответственно, если брать аналогии с Законом N 44-ФЗ, то такая схема будет более схожа – в зависимости от выбранного варианта оформления отношений – на проведение совместных торгов или на привлечение специализированной организации (в роли каковой может выступать любое юридическое лицо) для организации проведения торгов. Также с учетом того, что Закон N 223-ФЗ не устанавливает каких-либо требований к составу комиссии по осуществлению закупок, в частности того, что ими могут быть только работники этого заказчика, указывая лишь на то, какие физические лица не могут быть членами такой комиссии (ч. 7.2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ), заказчики, которые должны руководствоваться вышеназванным Законом, но положения о закупке которых считаются не размещенными в ЕИС, могут назначить членами своей комиссии по осуществлению закупок членов аналогичной комиссии органа, уполномоченного на осуществление централизованных закупок в порядке, установленном ст. 26 Закона N 44-ФЗ.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий