Ведомство указало: для малых закупок у едпоставщика по п. п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ есть ограничения только по годовому объему и цене отдельного контракта. С их учетом по этим основаниям заказчик вправе приобретать в том числе одноименные товары, работы и услуги.
Чтобы нарушить принцип обеспечения конкуренции, заказчик должен сделать то, что противоречит Закону N 44-ФЗ. Поскольку он не запрещает совершать несколько одноименных сделок у едпоставщика, эти действия принцип не нарушают.
Практика по данному вопросу неоднозначна. Сходную позицию занимает, в частности, АС Волго-Вятского округа. Однако есть и противоположное мнение (Постановление АС Волго-Вятского округа от 27.05.2021 г № Ф01-2123/2021 по делу № А31-12102/2020). Так, ВС РФ поддержал нижестоящие инстанции, которые признали заказчика нарушителем. Он искусственно раздробил сделку, чтобы не проводить конкурентную процедуру (Определение ВС РФ от29.04.2022 №308-ЭС22-5137 по делу №А15-366/2021).
Отметим, что позиция Минфина не соответствует одному из последних определений Верховного суда РФ по дроблению сделки, из которого следует:
Заключенные заказчиком в течение одного дня с одним поставщиком договоры (контракты) поставки с идентичными условиями, предметом которых является поставка одноименных товаров одному приобретателю, имеющему единый интерес, фактически образуют единую сделку, искусственно раздробленную и оформленную несколькими договорами для формального соблюдения ограничения, предусмотренного пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 №44-ФЗ.
Указанные выше сделки являются ничтожными как посягающие на публичные интересы, т.к. при их совершении нарушается явно выраженный запрет, установленный в части 2 статьи 8 №44-ФЗ, на совершение (заказчиками, участниками закупок) любых действий, которые противоречат требованиям №44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок; сделки, нарушающие данные требования закона, ничтожны. (Документ: Определение ВС РФ от 12 мая 2022 года №310-ЭС22-6340 по делу №А09-4682/2021)
Документ: Письмо Минфина России от 08.06.2022 N 24-01-07/54275