Минфин России не согласился с позицией Минстроя выраженной в письме от 18.10.2023 года №64206-АВ/09 о том, что нельзя изменять цену госконтрактов на проведение строительных работ из-за существенного удорожания строительных ресурсов, материалов, подлежащих поставке и (или) использованию при исполнении контрактов, если указанные госконтракты заключены в 2021-2022 годах, а работы по ним выполнены в 2023 году.
Специалисты ведомства, отметили, что постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 № 13151 установлены особенности изменения существенных условий контракта, заключенного в соответствии с Законом № 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд, в связи с существенным увеличением в 2021 и 2022 годах цен на строительные ресурсы.
Так, подпунктом “а” пункта 2 Постановления № 1315 установлено, что при исполнении контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и который заключен в соответствии с Законом № 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд, допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Закона № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта, стороной которого является заказчик, указанный в приложении к Постановлению № 1315, в том числе изменение (увеличение) цены контракта, при совокупности условий, указанных в данном подпункте.
Таким образом, на основании Постановления № 1315 допускается в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 95 и частью 70 статьи 112 Закона № 44-ФЗ изменение (увеличение) цены контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, не более чем на тридцать процентов заказчиками, указанными в приложении к данному постановлению, при совокупности условий, установленных подпунктом “а” пункта 2 Постановления № 1315, в том числе в части порядка определения размера изменения (увеличения) цены контракта.
На основании части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 01.01.2024, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное указанной частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 – 1.6 статьи 95 Закона № 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.
Таким образом, на основании части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ при наличии предусмотренного данной нормой решения могут быть изменены любые существенные условия любого контракта, заключенного до 01.01.2024, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
При этом необходимость применения положений приказа Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр указанной нормой не установлена.
Следует отметить, что положениями Закона № 44-ФЗ не ограничивается возможность высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций предусмотреть в решении, указанном в части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, условия его применения, в том числе предусматривающие необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта.
Отметим, ранее Минстрой России выразил мнение, что Методикой №841/пр не предусмотрено увеличение цены работ, выполненных и принятых заказчиком в 2023 году.
Документ: Письмо Минфина России от 11.12.2023 г № 24-06-09/119113