Правительством утвержден перечень компаний, находящихся под действием специальных экономических мер, с которыми госсектор не может совершать сделки во исполнение Указа Президента от 3 мая 2022 № 252 (всего 31 компания). С разъяснениями о том, как применять установленные правительством запреты, выступил Минфин России. В двух письмах по этой теме ведомство пришло к противоположным выводам.
В первом письме от 09.06.2022 №24-06-06/54848 Минфин разъяснил, что запрет на участие в госзакупках подсанкционных компаний заказчики обязаны устанавливать в рамках пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ как требование, предъявляемое законодательством к поставщику.
Таким образом ведомство фактически уровняло лицензионные, строительные и другие подобные требования и условие о недопустимости участия в закупке компаний, находящимися под действием специальных экономических мер, введенных Указом Президента от 3 мая 2022 № 252.
Спустя месяц Минфин выступил с другой позицией (письмо от 20.07.2022 N 24-01-06/69926) . Требование о запрете участия в госзакупках подсанкционных организаций в новом письме регулятора теперь охватывается пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, предусматривающим отсутствие ограничений у лица для участия в закупках.
В этот раз позиция Минфина оказалась верной, поскольку никакого отношения запрет на участие в госзакупках иностранных компаний к требованиям, установленным законодательством к правоспособности участников закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31), не имеет.
Неудивительно, что практика ФАС России отразила два рассмотренных противоположных подхода, а заказчиков, не разобравшихся в хитросплетениях 44-ФЗ, теперь ждут штрафы,
отметили на канале Закупки и госзаказ
(Решение Челябинского УФАС России от 21.07.2022 по делу N 074/06/106-1978/2022 (355-ж/2022), Решение Смоленского УФАС России от 18.07.2022 по делу N 067/06/31-321/2022)
Рекомендуем устанавливать в извещении требование о запрете участия в закупках компаний, находящихся под санкциями, только на основании п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.