Закон N 44-ФЗ
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) участник закупки может обжаловать в порядке, установленном главой 6 этого Закона (далее – в административном порядке), в контрольный орган в сфере закупок (далее – контрольный орган) действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника при:
- проведении конкурентных способов;
- осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите также п. 1 письма Минфина России от 21.12.2021 N 24-03-08/104212, письмо ФАС России от 06.09.2022 N МШ/83177/22).
В силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ участник закупки – это любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с п. 15 ст. 241 БК РФ перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее – офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ “О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием”, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 N 255-ФЗ “О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием”. Таким образом, жалобы на действия субъектов контроля могут подать лица, указанные в этой норме как участники закупки.
Исключение составляют жалобы физических лиц, не соответствующих требованиям, предусмотренным законодательством для возможности исполнения контракта, заключаемого в ходе закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ), на действия (бездействие) в ходе такой закупки. Такие жалобы рассматриваются контрольным органом в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” (ч. 15.1 ст. 99 Закона N 44-ФЗ).
Особо отметим, что жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке (п. 2 ч. 2 ст. 105 Закона N 44-ФЗ).
Закон N 223-ФЗ
В соответствии с чч. 10, 12 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) любой участник закупки, а в некоторых случаях также Корпорация развития малого и среднего предпринимательства и органы исполнительной власти субъектов РФ или созданные ими организации (далее совместно – заявители), вправе в случаях, предусмотренных этой частью, обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон N 135-ФЗ), с учетом особенностей, установленных ст. 3 Закона N 223-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки (смотрите также п. 1 ч. 1 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Так же как и для подачи жалоб на действия субъектов контроля по Закону N 44-ФЗ, Закон N 223-ФЗ устанавливает ограничения для подачи жалоб на обжалуемые действия (бездействие), если они совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке. Такие действия (бездействие) могут быть обжалованы только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке (ч. 11 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
В п. 2 письма ФАС России от 23.01.2018 N ИА/3655/18 отмечено, что подача жалобы после окончания указанного срока лицом, не подававшим заявки на участие в закупке, характеризуется именно как нарушение срока подачи жалобы. Этот случай не входит в закрытый перечень случаев, в которых жалоба возвращается заявителю в соответствии с ч. 9 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ. В связи с этим, как следует из письма, жалоба на положения документации о закупке, поданная лицом, не подававшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения, о чем податель жалобы уведомляется в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган.
При этом в письме ФАС России от 22.09.2022 N ДФ/87946/22 указано, что специфика порядка проведения закупочной процедуры в неконкурентной форме не предполагает установления даты окончания срока подачи заявок, поэтому обжалование положений документации о неконкурентной закупке, а также документации о закупке, проводимой по принципу “электронного магазина”, возможно до даты заключения договора по результатам проведения такой закупки в порядке, установленном ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ.
Коммерческие закупки
Жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов могут быть поданы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (ч. 2 ст. 18.1 Закона N 135-ФЗ).
система ГАРАНТ