Обязанность комиссии по осуществлению закупок отклонить заявку в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке, сама по себе не может рассматриваться как нарушающая права участников закупки, поскольку направлена на обеспечение гласности и прозрачности закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере, следует из Определения Конституционного Суда РФ.
Конституционный суд отказал в рассмотрении жалобы МКУ «Центр закупок» Раменского г.о. Московской области на нарушение его конституционных прав п. 1 ч. 11 и п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы противоречат статьям 19 (часть 1) и 54 Конституции РФ в той мере, в какой по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, обязывают комиссию по осуществлению закупок в течение двух рабочих дней при рассмотрении и оценке вторых частей заявок участников закупки проверять достоверность представленных документов по критерию квалификации участников закупки, в том числе проверять наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
История дела
В заявках на участие в конкурсах участник указал опыт работы за последние 3 года в количестве 350 и 301 договоров на сумму 925 млн руб. и 656 млн рублей соответственно, приложил 295 благодарственных писем. В результате принятия комиссией к оценке данных сведений компания по критериям «опыт» и «деловая репутация» набрала наибольшее количество баллов и признана победителем.
Один из участников оспорил решение закупочной комиссии в УФАС.
В ходе проверки установлено, что все договоры, сведения о которых представлены победителем, заключены с 4 коммерческими организациями и исполнены в 2020 году. По данным сервиса ФНС России «Прозрачный бизнес», сумма полученных доходов компанией-победителем за 2020 год составила всего 21 млн рублей, за 2021 г. — 9 млн, что не соответствует сведениям о положительном опыте, указанном при подаче заявки.
УФАС признало победителя представившим недостоверную информацию, а заказчика — нарушившим ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ: закупочная комиссия не проверила достоверность сведений в составе заявки компании.
Заказчик не смог оспорить решение УФАС в судебном порядке.
Суды, включая Верховный Суд РФ, согласились с позицией антимонопольного органа и отметили:
- при рассмотрении и оценке заявок комиссия заказчика обязана проверить заявки участников закупки на отсутствие всех оснований, предусмотренных ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ, в т. ч. на предмет достоверности сведений;
- чтобы удостовериться в подлинности данных, комиссия не лишена возможности направлять запросы в адрес государственных органов, юридических и физических лиц, указанных в заявке и приложениях к ней;
Суды отметили, что использование сервиса ФНС России «Прозрачный бизнес» не является обязательным, но это один из доступных способов проверки, который мог бы применить заказчик. (Определение ВС РФ № 305-ЭС23-11165 от 14.06.2023 по делу № А40-136537/2022)
Что решил Конституционный суд
Согласно положениям статьи 48 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке (подпункт «а» пункта 1 части 11); заявка на участие в закупке состоит из трех частей; вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» – «р» пункта 1, подпунктом «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 данного Федерального закона (часть 2).
Между тем в силу части 8 статьи 31 Закона 44-ФЗ на комиссию по осуществлению закупок возложена обязанность проверять информацию о соответствии участников закупок ряду требований, установленных данной статьей; этой же нормой комиссии по осуществлению закупок предоставлено право проверять соответствие участников закупок некоторым другим требованиям, также определенным положениями указанной статьи.
Следовательно, обязанность комиссии по осуществлению закупок отклонить заявку в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке, сама по себе не может рассматриваться как нарушающая права заявителя, поскольку направлена на обеспечение баланса и защиты прав заказчиков, уполномоченных органов (уполномоченных учреждений) и иных участников закупок в целях обеспечения гласности и прозрачности их осуществления, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере.
Документ: Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2023 г № 3288-О/2023
Дмитрий Доброштан, юрист, член Общественного Совета при ФАС России