Заказчик заключил государственный контракт от 17.05.2023 на оказание автотранспортных услуг. Срок действия контракта: с 26.12.2023 по 25.12.2024. Однако в нарушение условий контракта исполнитель к исполнению своих обязательств не приступил, с 28.12.2023 по дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта автомобили по заявкам заказчика не предоставлял, автотранспортные услуги не оказывал.
Таким образом, исполнитель своих обязательств по контракту не исполнил, тем самым нарушив условия контракта.
Согласно ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании изложенного, руководствуясь пп. 2.3.6, 9.1, 9.3 контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, чч. 1, 2, 4 ст. 450.1 ГК РФ, решил отказаться от исполнения государственного контракта. Решение об одностороннем отказе вступит в силу 26.01.2024. В течение 2 рабочих дней после вступления в силу решения об одностороннем отказе заказчик направит обращение в УФАС и, вероятно, внесет исполнителя в РНП (реестр недобросовестных поставщиков). По Закону N 44-ФЗ заказчик имеет право заключить контракт со следующим участником.
Контракт со вторым участником будет заключаться в феврале (учитывая все сроки), а по извещению срок действия контракта с 26.12.2023.
Может ли заказчик изменить в проекте контракта количество часов автотранспортных услуг (исключить часы за те месяцы, которые уже прошли – декабрь, январь) и изменить срок оказания услуг (убрав месяцы, в которые услуги не были оказаны)? В связи с этим цена контракта уменьшится.
Согласно ч. 17.1 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе в случае расторжения контракта по основаниям, предусмотренным ч. 8 данной статьи, в частности, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта при условии принятия решения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым расторгнут контракт, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключить контракт (далее – замещающий контракт) с участником закупки, с которым в соответствии с Законом N 44-ФЗ заключается контракт при уклонении от заключения контракта победителя определения поставщика, подрядчика, исполнителя (далее – со следующим участником) при условии согласия такого участника закупки заключить контракт.
В абзаце первом ч. 17.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ указано, что замещающий контракт после расторжения контракта заключается в той же форме и в том же порядке, что и расторгнутый контракт.
Замещающий контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, с учетом положений ч. 18 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, и после предоставления следующим участником обеспечения исполнения контракта, если требование обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
В свою очередь, согласно ч. 18 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если до расторжения контракта контрагент частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении замещающего контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта, заключаемого в соответствии с ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.
Отметим, что Законом N 44-ФЗ не предусмотрена возможность корректировки условий контракта о сроке оказания услуг либо уменьшение объема услуг и цены замещающего контракта по причине сокращения срока оказания услуг, притом что расторгнутый контракт фактически не исполнялся. Полагаем, в таком случае замещающий контракт должен быть заключен на условиях, изначально указанных в извещении об осуществлении закупки, по цене, предложенной “следующим участником”. Сказанное подтверждает позиция, изложенная в письме Минфина России от 06.02.2020 N 24-03-08/7585.
Однако это не означает, что контракт должен быть исполнен в полном объеме в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон N 44-ФЗ такого требования не содержит, и, более того, представляется, что такое требование противоречило бы принципам закупки, среди которых и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ). Ведь, так как цена по контракту определяется за весь объем исполнения, следовательно, уплата полной цены за оказанные не в полном объеме услуги должна быть оценена как неосновательное обогащение поставщика или исполнителя (ст. 1102 ГК РФ).
В таком случае заказчик может заключить с контрагентом соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем услуг. Кроме того, на наш взгляд, допустим вариант, когда по исполнении контракта в объеме фактически сложившейся потребности его стороны составят акт об исполнении контракта, в котором и зафиксируют исполнение в объеме имевшейся потребности и отпадение остающейся ее части (смотрите об этом в материале: Энциклопедия решений. Возможность исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ, предусматривающего твердую цену, не в полном объеме).
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Верхова Надежда