Заказчики при размещении извещений допускают нарушения. В статье собрали три реальных примера из практики ФАС с обоснованными жалобами.
Закупка не должна содержать не связанные между собой товары, работы, услуги
Заказчик разместил извещение на проведение аукциона на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений с НМЦК 28,7 млн руб. В перечень услуг заказчик включил техническое обслуживание и текущий ремонт конструктивных элементов здания, комплекса инженерных коммуникаций, услуги по уборке помещений. На закупку в ФАС поступило шесть жалоб на действия заказчика за неправомерное объединение в составе одного лота не связанных между собой видов работ. Такие требования ограничили число участников, поскольку не все имеют достаточное количество квалифицированного персонала под все виды работ.
По каждому виду услуг заказчик установил разные дополнительные требования по постановлению Правительства от 29.12.2021 № 2571, что также привело к необоснованному ограничению участников. Указанные в закупке услуги образуют отдельную правоспособность участия в закупке, которая предусмотрена позициями 14, 15 и 36 приложения к постановлению Правительства № 2571. Комиссия по контролю рассмотрела жалобы и признала их обоснованными. Заказчику выдала предписание об отмене итоговых протоколов и внесении изменений в извещение.
Документ: Решение Московского УФАС от 18.10.2023 по делу № 077/06/106-14583/2023
Описание объекта закупки не должно содержать дополнительные характеристики, если применяете ограничения допуска по постановлению № 878
Заказчик при описании объекта закупки применил позицию КТРУ, которая не соответствовала закупаемому товару. То есть нарушил требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, установил дополнительные характеристики в ТЗ. При этом в закупке зафиксировал ограничения допуска по постановлению Правительства от 10.07.2019 № 878, что означает запрет на установку дополнительных характеристик. На действия заказчика поступила жалоба в ФАС о нарушении требований постановления Правительства от 08.02.2017 № 145. Комиссия провела внеплановую проверку закупки и признала жалобу обоснованной. Заказчику выдали предписание об отмене протоколов и внесении изменений в извещение.
Документ: Решение Ставропольского УФАС от 07.11.2023 по делу № 026/06/106-2435/2023
Не допускайте заявки, в которых не указан уровень радиоэлектроники
Заказчик разместил извещение об электронном аукционе на закупку оборудования — интерактивная панель. В нем установил ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства № 878. А также запрет на допуск в соответствии с постановлением Правительства от 16.11.2015 № 1236. Один из участников в заявке предложил к поставке интерактивную панель DEPO ВT70-75U. Реестровая запись № 5652\4\2022 из реестра российской промышленной продукции. Но участник не продекларировал сведения об уровне радиоэлектронной продукции, хотя такое требование было установлено в извещении. Участник стал победителем в закупке. Другой участник подал жалобу на действия аукционной комиссии из-за того, что комиссия неправомерно определила победителя.
Комиссия УФАС пришла к выводу, что заявка участника не содержала необходимых сведений, которые предусмотрены извещением и Законом № 44-ФЗ. Аукционная комиссия нарушила пункт 3 постановления № 878. Жалобу признали обоснованной. Заказчику выдали обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений.
Документ: Решение Самарского УФАС от 08.12.2023 № 562-15302-23/4