В июне власти выпустили закон о конфликте интересов. Документ ужесточил требования к заказчикам по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Учреждениям придется разработать внутренние документы, а у поставщиков появилось больше возможностей отстоять свои права при сомнительных закупках.
Содержание
- Подробнее о конфликте интересов
- Изменения закона о конфликте интересов по 44-ФЗ
- Изменения закона о конфликте интересов по 223-ФЗ
- Работаем по новым правилам
- Вывод
Подробнее о конфликте интересов
Конфликт интересов — это ситуация, когда личные интересы мешают сотруднику добросовестно выполнять работу (ч. 1 ст. 10 273-ФЗ). Например, контрактный управляющий заказчика — учредитель участника тендера, заинтересованный в увеличении прибыли поставщика.
Личная заинтересованность — это возможность получения материальной выгоды от выполнения служебных обязанностей (ч. 2 ст. 10 273-ФЗ). Выгодой считают получение любого прибытка — денег, квартиры, машины, иного движимого или недвижимого имущества, результата работ или услуг. Например, если победитель торгов вместе с ремонтом помещений заказчика заодно покрасит дачу контрактного управляющего — это тоже выгода. Личная заинтересованность измеряется не только деньгами. Получение других материальных благ также считают злоупотреблением.
Получение прибыли от злоупотреблений сотрудника его родственниками, другими близкими или компанией-партнером тоже считают личной заинтересованностью, приводящей к конфликту интересов. Это значит, что перевод бизнеса на жену при работе контрактным управляющим не спасет от конфликта интересов и ответственности за злоупотребления.
Изменения закона о конфликте интересов по 44-ФЗ
Что изменилось с 1 июля 2022 года
Не допускать конфликта интересов с 1 июля обязаны все сотрудники заказчика, задействованные в проведении закупок — руководители организации и контрактной службы, работники службы, контрактный управляющий и члены комиссии (п. «б». ч. 3 ст. 2 160-ФЗ от 11.06.2022).
Раньше такие требования распространялись только на работников некоторых категорий — госслужащих и сотрудников из перечней должностей организаций, работающих на благо госорганов.
Не допускать — это значит не только не нарушать закон самим, но и предотвращать нарушения другими сотрудниками, а при необходимости и разрешать спорные ситуации.
Власти разрешили включать в комиссию по размещению госзаказа экспертов по оценке соответствия участников доптребованиям и запретили включать туда:
- Экспертов, проверяющих извещение о закупке и тендерные заявки.
- Лиц, заинтересованных в победе конкретного участника: участников торгов, их сотрудников, управленцев, акционеров и кредиторов.
- Представителей ведомств-контролеров: антимонопольной службы, городских, муниципальных и окружных властей, службы по контролю за гособоронзаказом и казначейства.
Запрет на включение в закупочную комиссию близких участника тендера ушел из 44-ФЗ, однако это положение остается в 273-ФЗ и его нужно соблюдать. Если сотрудник включен в комиссию с нарушением, он должен сообщить об этом заказчику, а тот — заменить его другим работником.
Что изменится с 1 января 2023 года
Некоторые нововведения вступят в силу позже. Раньше заказчики работали по 44-ФЗ при получении субсидий и передаче имущества в госсобственность. С 1 января 2023 года заказчикам придется руководствоваться контрактным законодательством и без передачи имущества. А еще — с 2023 года пункт закона о конфликте интересов между заказчиком и участниками тендера станет более подробным.
Новая редакция 44-ФЗ, как и предыдущая, запрещает представителям заказчика, занятым размещением госзаказа и их родственникам быть:
- участниками тендера, в том числе в качестве самозанятого или ИП;
- учредителями или руководителями поставщика;
- выгодоприобретателями участника закупки, владеющим больше, чем 10% акций или долей компании.
Изменения закона о конфликте интересов по 223-ФЗ
Власти обязали госкомпании не допускать конфликт интересов при проведении закупок. Теперь сотрудникам придется сообщать о личной заинтересованности в результатах тендера. Изменения вступили в силу 1 июля 2022 года.
По новым правилам в закупочную комиссию запрещено включать тех, кто:
- заинтересован в результатах тендера;
- является сотрудником, акционером или управленцем поставщика;
- считается сотрудником из группы риска в соответствии с положением о закупке.
Обновленное положение о закупке нужно утвердить и опубликовать в ЕИС до 1 октября 2022 года.
Работаем по новым правилам
Заказчики обязаны препятствовать злоупотреблениям сотрудников при проведении закупок. Для этого организации утверждают порядок уведомления о личной заинтересованности (письмо Минтруда от 07.09.2022 № 28-6/ООГ-1214). Некоторые заказчики разрабатывают внутреннее положение о недопущении конфликта интересов с алгоритмом действий для всех сотрудников занятых при проведении закупок. Основой для документов служат методические рекомендации Минтруда.
Вот как выявить личную заинтересованность у сотрудника по методике Минтруда:
- Выяснить, кто из сотрудников занят размещением госзаказа и способен повлиять на результаты тендера.
- Обязать сотрудников из группы риска отчитываться о доходах, расходах и приобретении имущества.
- Собрать информацию о сотрудниках — из личного дела и открытых источников.
- Выяснить, какие тендеры находятся в группе риска. Например, из-за высокой стоимости работ или низкого количества заявок.
- Включать в контракты с ценой выше установленной правительством положение об обязанности подрядчика передать сведения о соисполнителях. Это поможет собрать дополнительную информацию о подрядчиках. При договоре на сумму менее десяти процентов от цены сделки с госзаказчиком, сведения не передают (ч. 23 ст. 34 44-ФЗ).
- Собрать сведения об участниках этих тендеров из возможных источников.
- Соотнести данные сотрудников из группы риска со сведениями о тендерах. Например, нет ли среди учредителей участников тендера родственников контрактного управляющего и членов комиссии заказчика.
- Принять меры — отстранить сотрудника от работы или предложить ему отказаться от прибыли по сомнительной сделке (ч. 4, 5 ст. 11 273-ФЗ).
Не всегда конфликт интересов выявляет руководитель организации или назначенный им ответственный сотрудник. Работник, связанный с закупками, может самостоятельно уведомить руководство о личной заинтересованности и попросить самоотвод. Форму уведомления берут из внутреннего порядка уведомления о личной заинтересованности.
Работники — акционеры или владельцы компаний могут передать активы в доверительное управление, чтобы избежать конфликта интересов при выборе поставщика. Если сотрудник не заинтересован в решении конфликта, его могут уволить из-за утраты доверия (п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК).
Когда тендер проведен непрозрачно и победа определенного поставщика приносит сотрудникам заказчика личную выгоду, контракт могут посчитать недействительным. Такое решение принимает суд. Например, после обращения антимонопольной службы.
Пример положения о конфликте интересов
Заказчики разрабатывают положение о конфликте интересов на свое усмотрение с учетом пожеланий вышестоящих инстанций. В документе расписывают, как выявить личную заинтересованность, какие мероприятия проводить в учреждении и что делать, если обнаружен конфликт интересов или злоупотребление. Рекомендуем включить в положение разделы:
- с определением конфликта интересов и личной заинтересованности;
- о принципах недопущения конфликта интересов;
- способах ухода от конфликта;
- о сотрудниках, рассматривающих обращения;
- о порядке уведомления о личной заинтересованности;
- об ответственности за нарушения регламента;
- с обзором типовых ситуаций.
Пример порядка уведомления о личной заинтересованности
Организации разрабатывают порядок уведомления самостоятельно. В порядке подробно расписывают путь передачи информации от обнаружившего заинтересованность до ответственного лиц руководителя, работника отдела кадров или другого сотрудника. Вот примерный алгоритм:
- Подготовка уведомления по утвержденной форме.
- Сбор доказательств о заинтересованности.
- Передача документов ответственному сотруднику. Например — инспектору отдела кадров.
- Регистрация уведомления в журнале учета.
- Доведение информации ответственным сотрудником до сведения руководителя организации.
- Рассмотрение обращения руководителем.
- Проведение служебной проверки.
- Принятие решения о мерах к сотруднику-нарушителю, если в его работе обнаружены злоупотребления.
Вывод
Что такое конфликт интересов, личная заинтересованность и как не допустить злоупотреблений в учреждении, разъясняет 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции». 44-ФЗ и 223-ФЗ обязывают заказчиков не допускать личной заинтересованности и конфликта интересов при проведении закупок, а методические рекомендации Минтруда помогают разработать прозрачный алгоритм работы.
Последние изменения закона ужесточили требования к заказчикам. Учреждениям придется разработать порядок уведомления о личной заинтересованности или сделать его частью внутреннего положения о конфликте интересов. Тем, кто работает по 223-ФЗ необходимо внести изменения в положение о закупке и опубликовать документ на сайте ЕИС до 1 октября 2022 года.
Помните: сделку, заключенную с нарушениями, могут признать недействительной, а сотрудника-нарушителя уволить. Это дает поставщикам новые возможности для отстаивания своих прав. Если заказчик, на ваш взгляд, провел тендер непрозрачно и выбрал победителем выгодную своим сотрудникам фирму, обращайтесь в ФАС.