Кассационный суд напомнил, что при рассмотрении дел о картелях, в том числе на торгах, необходимо детально исследовать такие вопросы: наличие объективных экономических причин поведения участников рынка; возможность извлечения ими выгоды; причинно-следственная связь между договоренностью и противоправными последствиями.
“Однако в рассматриваемом споре нижестоящие суды надлежащим образом не изучили доводы антимонопольного органа и не оценили представленные им доказательства в их совокупности”, отметили специалисты журнала Конкуренция и право.
Обстоятельства дела
УФАС признало компании-участников ООО «СК МД», ООО «СК ЩИТ», ООО «Атлантстройинвест» электронных аукционов нарушившими п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.
Антимонопольный орган установил, что организации использовали единую инфраструктуру, имели устойчивые доверительные отношения, применяли в спорных аукционах схему «таран».
Компании обжаловали решение в суде.
Суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным решение антимонопольного органа, посчитав, что факт заключения картеля не доказан.
УФАС подало кассационную жалобу.
Решение кассации и его обоснование
Суд округа счел необоснованными выводы нижестоящих судов о недоказанности антимонопольным органом картельного соглашения и отметил несколько моментов.
1. Антимонопольный орган провел анализ состояния конкуренции и установил, что компании являлись конкурентами на рынке жилищного строительства. Использование единой инфраструктуры, подача ценовых предложений с устройств с одним IP-адресом оценены УФАС в совокупности с иными установленными обстоятельствами, свидетельствующими о направленности действий независимых участников хозоборота на достижение общей цели. Вместе с тем коммерческие организации, выступая на торгах, конкурируют между собой с целью стать их победителем, что исключает их взаимодействие в интересах друг друга.
2. Утверждение судов, что непредставление участниками во второй части заявок выписок СРО является частой ошибкой в торгах, обоснованно поставлено регулятором под сомнение. Опыт субъектов в сфере строительства, осуществляющих деятельность профессионально, в том числе при участии в торгах, исключает совершение подобных ошибок.
3. Суды посчитали, что УФАС должно было оценить поведение каждого участника аукционов и дать детальную оценку их поведению в ходе закупок. Вместе с тем суды не обосновали, каким образом такая оценка сможет опровергнуть/подтвердить установленные УФАС обстоятельства участия лиц в картеле.
4. УФАС по совокупности косвенных доказательств констатировало наличие антиконкурентного соглашения. Суды же в нарушение п. 24 Постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2 оценили приведенные регулятором доводы и доказательства не в совокупности и взаимосвязи, а по отдельности, признав каждое из них не подтверждающим наличие картеля.
Дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Документ: Постановление АС Северо-Западного округа от 31.05.2023 г № Ф07-4158/2023 по делу № А21-5844/2022