Каким обязательным требованиям должен соответствовать контракт в случае закупки работ по строительству автомобильной дороги?

Каким обязательным требованиям должен соответствовать контракт в случае закупки работ по строительству автомобильной дороги?

Объявлен электронный аукцион на строительство автодороги.
Какими типовыми условиями контракта необходимо руководствоваться заказчику?

По данному вопросу эксперты придерживаются следующей позиции:

В целях формирования проекта контракта в случае закупки работ по строительству автомобильных дорог заказчику необходимо руководствоваться типовыми условиями контракта, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 июня 2023 г. N 1066.

Обоснование позиции:

Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) Правительство РФ вправе установить типовые условия контрактов, подлежащие применению заказчиками при осуществлении закупок. В соответствии с указанной нормой постановлением Правительства РФ от 29 июня 2023 г. N 1066 (далее – Постановление N 1066) утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (далее – Типовые условия).

Как следует из содержания указанных Типовых условий, они применяются при формировании проекта контракта в случае закупки строительных работ, выполняемых в отношении объекта капитального строительства. Отметим, что под объектом капитального строительства в п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие). Данное определение напрямую не указывает, что к объектам капитального строительства относятся в том числе автомобильные дороги, представляющие собой самостоятельный объект. Более того, в п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ приводится самостоятельный термин для таких объектов – линейный объект, под которым понимаются в том числе линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Между тем анализ положений градостроительного законодательства, а также иных нормативных актов указывает на то, что линейные объекты представляют собой лишь особую разновидность объектов капитального строительства. В частности, об этом свидетельствуют формулировки определений реконструкции объекта капитального строительства и капитального ремонта объектов капитального строительства, содержащиеся в п. 14.1 и п. 14.3 ст. 1 ГрК РФ соответственно. Так, и в том и в другом случае законодатель, прежде чем пояснить содержание каждого из этих терминов, после слов “объектов капитального строительства” приводит в скобках фразу “за исключением линейных объектов”. Если бы линейные объекты не рассматривались законодателем как объекты капитального строительства, в таком построении фразы не было бы никакого смысла, так как и без данного упоминания соответствующие нормы не касались бы линейных объектов просто потому, что последние не относились бы к категории объектов капитального строительства. Следовательно, формулируя положения п. 14.1 и п. 14.3 ст. 1 ГрК РФ подобным образом, а также вводя отдельные определения реконструкции и капитального ремонта для линейных объектов (п. 14.2 и п. 14.4 этой же статьи), законодатель хотел подчеркнуть, что линейные объекты являются объектами капитального строительства, но в силу своей специфики требуют специального регулирования. Аналогичные оговорки можно встретить и в других нормах градостроительного законодательства (например, в ч. 11 ст. 48, ч. 1 и ч. 11.1 ст. 51 ГрК РФ). Еще более прямо законодатель высказался об этом в ч. 13 ст. 48 ГрК РФ, определяя, что состав и требования к содержанию разделов проектной документации, устанавливаются Правительством РФ, он указал, что такие требования предусматриваются по отношению к различным видам объектов капитального строительства, в том числе и к линейным объектам.

В связи с изложенным можно сделать вывод, что к объектам капитального строительства могут относиться линейные объекты, в том числе автомобильные дороги. Данный вывод находит свое отражение и в судебной практике (смотрите, например, постановление АС Волго-Вятского округа от 18 ноября 2022 г. N Ф01-6314/22 по делу N А43-1205/2022, постановление АС Поволжского округа от 4 июня 2021 г. N Ф06-4390/21 по делу N А12-17447/2020, постановление Верховного Суда РФ от 13 апреля 2015 г. N 310-АД15-2176, постановление АС Поволжского округа от 16 мая 2019 г. N Ф06-45444/19 по делу N А55-24751/2018, постановление Второго ААС от 30 ноября 2018 г. N 02АП-8738/18, постановление Девятнадцатого ААС от 18 июня 2015 г. N 19АП-2849/15).

Таким образом, полагаем, что в случае осуществления указанной в вопросе закупки в целях формирования проекта контракта заказчику необходимо руководствоваться Типовыми условиями, утвержденными Постановлением N 1066.

Также добавим, что ч. 12 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” установлено, что условия типовых контрактов и типовые условия контрактов, утвержденные до дня вступления в силу указанного Федерального закона, применяются в части, не противоречащей Закону N 44-ФЗ (в редакции указанного Федерального закона), до утверждения Правительством РФ типовых условий контрактов. Поэтому, несмотря на тот факт, что приказ Минстроя России от 14 января 2020 г. N 9/пр “Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта” (далее – Приказ N 9/пр) в настоящее время не отменен, полагаем, что указанный нормативный акт не подлежит применению в связи с изданием Постановления N 1066. При этом Минстрой России подготовил проект соответствующего приказа, предусматривающего признание утратившими силу Приказа N 9/пр.

Изложенное является нашим экспертным мнением. К сожалению, официальных разъяснений и (или) правоприменительной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.

Ответ подготовил: эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Тимошенко Валерий

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...