Каким образом должны осуществляться закупки программного обеспечения с учетом Указа Президента РФ от 30.03.2022 № 166?
Ответ:
Указом Президента РФ от 30.03.2022 № 166 установлены:
1) с 31.03.2022 — запрет на закупки программного обеспечения (далее — ПО) в целях его использования на значимых объектах критической информационной инфраструктуры (далее — КИИ);
2) с 01.01.2025 — запрет на использование иностранного ПО на значимых объектах КИИ.
Условия применения запрета
С точки зрения закупок ключевым моментом для применения запрета является то, будет ли закупаемое ПО использоваться на значимых объектах КИИ.
Объекты КИИ — это информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», далее — Федеральный закон от 26.07.2017 № 187-ФЗ).
Субъекты КИИ — это организации, которым принадлежат объекты КИИ, а также которые обеспечивают их взаимодействие (п. 8 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ).
Значимый объект КИИ — это объект КИИ, которому присвоена одна из категорий значимости и который включен в соответствующий реестр (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ).
Обращаем ваше внимание, что объекты КИИ подлежат категорированию и включению в реестр значимых объектов КИИ (в случае присвоения соответствующей категории значимости) (ст. 7 и 8 Федерального закона от 26.07.2017 № 187-ФЗ).
Данная работа ведется соответствующими специалистами организации в рамках законодательства о безопасности КИИ.
Таким образом, лицо, ответственное за осуществление закупок в организации, может получить у иных сотрудников (IT-служба, служба информационной безопасности и т. п.) следующую информацию:
1) является ли организация субъектом КИИ (если нет, то и объектов КИИ в такой организации быть не может, соответственно, запрет на закупку иностранного ПО применяться не будет);
2) какие объекты КИИ имеются в организации и являются ли они значимыми (если ПО закупается для оборудования, которое не является объектом КИИ вообще или не является значимым, запрет на закупку иностранного ПО применяться не будет).
Особенности осуществления закупки
В настоящее время единственным последствием установления и применения запрета на закупку иностранного ПО является необходимость осуществлять закупку неконкурентным способом.
Напомним, что при осуществлении конкурентных закупок запрещается устанавливать требования к стране происхождения товара (п. 2 ч. 6.1 ст. 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»).
То есть указать в документации конкурентной закупки, что ПО должно быть российским, нельзя. Соответственно, для обеспечения закупки именно российского ПО заказчикам придется проводить неконкурентные закупки, на которые данное правило не распространяется.
Также необходимо отметить, что пп. «а» п. 1 Указа Президента РФ от 30.03.2022 № 166 предусмотрена возможность согласования закупки иностранного ПО с уполномоченным Правительством РФ органом.
Правила такого согласования должны быть утверждены Правительством РФ до 30.04.2022.
Таким образом, в ближайшее время могут быть определены случаи, в которых закупки иностранного ПО для заказчиков будут возможны по согласованию с уполномоченным органом.
Овечкин Иван Дмитриевич