Какие требования нужно предъявить к участникам закупки услуг по транспортировке и утилизации медицинских отходов классов Б, В, Г?

Какие требования нужно предъявить к участникам закупки услуг по транспортировке и утилизации медицинских отходов классов Б, В, Г?

Правомерно ли заказчику устанавливать в извещении на проведении электронного аукциона на закупку услуг по транспортировке и утилизации медицинских отходов класса Б, В, Г требование о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности? Может ли в закупке участвовать участник, не имеющий лицензии? Можно ли к вышеуказанному виду деятельности привлекать субподрядчиков (соисполнителей), у которых есть лицензия?

1.При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам, включая требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Под такими требованиями понимается в том числе предусмотренная законом на основании п. 1 ст. 49ГК РФ необходимость для осуществления того или иного вида деятельности наличия лицензии.

Судебная практика исходит из того, что лицензия на выполнение работ (оказание услуг), являющихся самостоятельным предметом закупки, должна иметься у самого участника закупки, независимо от того, имеет ли он возможность нанять для непосредственного выполнения работ (оказания услуг) другое лицо, обладающее такой лицензией (п. 7 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г.; смотрите также письмо Минфина России от 20 июля 2020 г. N 24-02-08/63342; смотрите также письмо Минфина России от 21 февраля 2018 г. N 24-02-03/11100).

Смотрите об этом подробнее, например, в ответе на Вопрос: Осуществляется закупка по Закону N 44-ФЗ, предметом контракта является осуществление лицензируемого вида деятельности. Необходимо ли заказчику установить требование о наличии у участников закупки соответствующих лицензий или возможно привлечение исполнителем соисполнителя, обладающего такой лицензией? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2021 г.).

В силу п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона должно содержать в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 этого же закона, то есть требование о наличии лицензии в соответствующих случаях (если законом установлено требование о наличии лицензии для осуществления вида деятельности).

2.В силу п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию. Вместе с тем надлежит учитывать следующее.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья регулируется Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”. При этом согласно п. 2 ст. 2 Закона N 89-ФЗ отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Определение понятия “медицинские отходы”, классификация этого вида отходов даны в ст. 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”. Согласно ч. 3 данной статьи медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Требования к обращению с такими отходами содержатся в разделе X Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 “Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий” (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 3). Из п. 192 СанПиН 2.1.3684-21 следует, что наличие лицензии необходимо исключительно при обращении с отходами класса Д.

На основании указанных норм актуальная правоприменительная практика придерживается позиции, что указание в числе требований к участникам закупки на оказание услуг по транспортировке и утилизации медицинских отходов класса Б, В, Г наличия лицензии на осуществление перечисленных видов деятельности нарушает Закон N 44-ФЗ и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ. Смотрите, например, Решение УФАС по Пермскому краю от 29 апреля 2021 г. N 006924/э; от 23 июня 2021 г., по Санкт-Петербургу от 22 апреля 2021 г. N 44-2003/21.

Таким образом, из приведенных норм следует формальный вывод о том, что деятельность при транспортировке и утилизации медицинских отходов класса А, Б, В и Г не подлежит лицензированию. Вместе с тем, на наш взгляд, за разъяснением данного вопроса целесообразно обратиться в Минприроднадзор (учитывая, в частности, что ранее этот орган давал разъяснения, что все классы медицинских отходов (за исключением радиоактивных), а также биологических отходов, обезвреженных соответствующим образом для возможности размещения на полигоне (захоронения), регулируются нормами Закона N 89-ФЗ – смотрите Письмо Росприроднадзора N АА-10-04-32/26588, смотрите также аналитический материал по проблеме: Обязано ли учреждение вносить плату за НВОС в отношении медицинских отходов? (С. Новикова, журнал “Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение”, N 4, апрель 2021 г.).

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Чашина Татьяна

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...