Какие ошибки заказчиков выявляют при прокурорских проверках и что учесть, чтобы их пройти

Какие ошибки заказчиков выявляют при прокурорских проверках и что учесть, чтобы их пройти

Заказчикам при проведении закупок необходимо быть внимательными, постоянно следить за изменениями в законодательстве и всегда взвешенно принимать решения. За нарушения грозит административная ответственность — штрафы, а в ряде случаев уголовная. Рассмотрим далее, при каких нарушениях заказчику грозит ответственность.

Неверный расчет и выбор метода для обоснования НМЦК

Уделите особое внимание обоснованию НМЦК. Уголовные дела за неверную трактовку и обоснование НМЦК на основе Методических рекомендаций по приказу № 567 не редкость. Например, в одном из представлений прокуратуры указано, что заказчик в извещении о проведении аукциона неправильно указал метод формирования НМЦК и разместил извещение с нарушением требований закона. Также нельзя использовать КП с ТРУ, который не соответствует предмету закупки.

Откуда получить информацию о ценах. Получите информацию о цене одним из четырех способов. Направьте запрос поставщику, разместите запрос о ценах в ЕИС, возьмите информацию о ценах из реестра контрактов в ЕИС. Или проанализируйте общедоступную информацию о ценах.

Как хранить документы, чтобы предоставить на проверке. Документы, касающиеся определения НМЦК, в том числе скриншоты страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, нужно подшивать к документам о закупках (п. 2.1 Методических рекомендаций № 567). Заказчик сможет подтвердить, что он надлежаще исполнил требования статьи 22 Закона № 44-ФЗ по обоснованию НМЦК.

При подготовке к проведению конкретной закупки нужно проверить актуальность цен товаров, на основании которых рассчитывалась НМЦК, указанная, например, в плане-графике. Используйте для этого методы, перечисленные в части 1 статьи 22 Закона № 44-ФЗ.

Как направить запрос на предоставление КП. Направьте запросы не менее чем пяти поставщикам. По результатам прокурорских проверок выясняется, что такие запросы направляются далеко не всегда. Будьте готовы к тому, что сотрудники прокуратуры будут изучать отправленные письма на ваших компьютерах на предмет направления запросов коммерческих предложений. Кроме того, прокуроры проверят оформление других закупочных документов.

Как составить и разместить запрос о ценовой информации в ЕИС. При отсутствии или недостатке цен, которые получили из общедоступных источников, заказчик может разместить запрос о ценовой информации в ЕИС. Опытные заказчики рекомендуют всегда размещать такой запрос, так как это защитит от претензий контролеров.

Как проанализировать общедоступную информацию о ценах. Проанализируйте общедоступную информацию о ценах в рекламе и каталогах, в данных Росстата, в публикациях государственных и муниципальных органов, в общедоступных изданиях и других информационных источниках. Не используйте информацию о ценах от лиц из РНП или из анонимных источников. Также не учитывайте данные, где нет расчета цены товара, работы, услуги (п. 3.8 Методических рекомендаций № 567).

Как взять информацию о ценах из реестра контрактов в ЕИС. Возьмите информацию о ценах из исполненных без неустоек контрактов из реестра контрактов в ЕИС. Для поиска информации войдите в раздел «Реестр контрактов», откройте страницу расширенного поиска, измените статус контракта в блоке «Общая информация о контракте» на закладку «Исполнение завершено». Подробно о том, как провести поиск информации о ценах через реестр контрактов, читайте в приложении 2 к Методическим рекомендациям из приказа № 567.

Какая ответственность грозит за неверное обоснование НМЦК. За нарушения при расчете НМЦК предусмотрена административная ответственность для должностных лиц — штраф в размере 10 тыс. руб. за несоблюдение порядка или формы обоснования НМЦК (ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП). Для определения НМЦК по гособоронзаказу правила более жесткие — штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 12 ст. 7.29.1 КоАП).

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено прокурором при проведении надзора за соблюдением законодательства (ч. 1 ст. 28.4 КоАП). Помимо административной ответственности, за нарушение законодательства о контрактной системе, если оно совершено из корыстной заинтересованности и причинило крупный ущерб, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 200.4 УК).

Нарушение срока оплаты по контрактам и несвоевременное размещение информации об оплате в ЕИС

Теперь федеральные, региональные и муниципальные заказчики, лицевые счета которых обслуживаются в Казначействе, перешли на работу с платежами в ЕИС. Новый срок оплаты — не больше семи рабочих дней с даты подписания электронного документа о приемке. При приемке на бумаге или с казначейским сопровождением — 10 рабочих дней. Не все заказчики соблюдают эти сроки.

Прокуратура выявила нарушения при выполнении работ для муниципальных нужд

Прокуратура провела проверку при выполнении работ в рамках нацпроекта «Культура». Оплата ремонтных работ в детской школе искусств была произведена позднее установленных сроков по контрактам. Также сведения об оплате размещены в ЕИС с нарушением сроков. Прокуратура вынесла представление директору образовательного учреждения об устранении нарушений. Четырех сотрудников привлекли к дисциплинарной ответственности. В отношении контрактного управляющего школы искусств возбуждены дела об административных правонарушениях по части 2 статьи 7.31 КоАП — нарушение порядка ведения реестра контрактов — штраф 20 тыс. руб. А также части 1 статьи 7.32.5 КоАП — нарушение срока и порядка оплаты — штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

По информации официального сайта Прокуратуры

В какие сроки формировать РСКП и размещать сведения в реестре. Распоряжение о казначейском платеже следует делать на следующий день после завершения электронной приемки (приказ Федерального казначейства от 14.05.2020 № 21н). Чтобы не просрочить оплату, Казначейство рекомендует заказчикам направлять в территориальные органы документы в срок (письмо Федерального казначейства от 11.05.2022 № 07-04-05/14-11260). После санкционирования оплаты сведения автоматически публикуются в реестре контрактов.

В каких случаях сведения об оплате автоматически не разместятся в реестре. При формировании платежа в ЕИС проследите, что указаны три обязательных реквизита. Только в этом случае информация об исполненном платеже автоматически будет размещена в реестре контрактов. Первый обязательный реквизит — вид реестра. В нем укажите 02 — реестр контрактов. Второй реквизит — номер реестровой записи, третий — идентификатор документа о приемке по контракту либо этапу в случае наличия аванса. Если на третий рабочий день после формирования РСКП в реестре контрактов так и не появится информация об оплате, заказчику придется сформировать ее вручную.

Не прописать в контракте правила определения размера неустойки

Заказчик обязан приложить к извещению проект контракта. Контракт включает обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта (ч. 4 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, а также размер пени в случае просрочки исполнения поставщиком обязательств по контракту (ч. 5, 7, 8 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Правила определения размера неустойки определены постановлением Правительства № 1024. Тем не менее заказчики в проекте контракта не указывают размеры неустойки. Кроме того, не указывают сведения о неустойке в самом контракте. Указание в проекте контракта, что размер неустойки определяется в соответствии с положениями правил частей 5, 7, 8 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, прокуроры сочли неправомерным.

Какие пени и штрафы прописать в контракте. Условия о неустойке обязательны для включения в контракт, причем указывать надо оба вида санкций, они не исключают друг друга. Не нужно ограничиваться формулировками статьи 34 Закона № 44-ФЗ о неустойках, так как ФАС и прокуратура не признают такое указание правильным и достаточным.

Укажите все виды штрафов в проекте контракта, в том числе штрафы за ненадлежащее исполнение и неисполнение контракта, штрафы за непривлечение СМП и СОНО и несамостоятельное выполнение работ. Также Минфин рекомендует в контракте перечислить все размеры штрафов, установленные Правилами из постановления № 1042 для каждого порогового значения цены контракта. Исключение — пороговые значения, превышающие НМЦК (письма Минфина от 17.02.2020 № 24-03-07/10953от 27.12.2019 № 24-03-07/102835).

Нужно ли менять размер штрафа в контракте при изменении его цены. Да, нужно. Контракт должен отвечать обязательным правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. По общему правилу в контракт включают все пороговые значения штрафов за ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта, предусмотренные в постановлении № 1042. Исключение — пороговые значения, которые превышают НМЦК. Если для нового значения цены в контракте штрафные санкции не установлены, предусмотрите их в дополнительном соглашении об увеличении цены контракта. Вывод следует из частей 5 и 8 статьи 34 Закона № 44-ФЗ, постановления Правительства № 1042, письма Минфина от 17.02.2020 № 24-03-07/10953.

Не предоставлять прокуратуре информацию во время проверки

Требования прокурора в рамках его полномочий подлежат безусловному исполнению (ст. 6 Закона от 17.01.1992 № 2202-1). Прокурор может вызывать для опроса любого сотрудника организации заказчика. Спорить с прокурором в данном случае не стоит. Напомните работникам, что лицо, которое предположительно нарушило закон, вправе отказаться давать объяснения.

Прокурор может беспрепятственно входить на территорию вашего учреждения и в помещения проверяемых организаций, но только предъявив удостоверение. Имейте в виду, что все бумаги вы передаете безвозмездно. Составьте перечень материалов, которые запросил прокурор, и попросите подписать. Если вам кажется, что прокурор превышает полномочия, имеете право пожаловаться. Незаконные действия прокурорского работника можно обжаловать у вышестоящего прокурора.

Если прокурор сообщает о проверке по телефону, попросите отсрочку на несколько дней. Закон это не запрещает. Заодно во время разговора вы можете выяснить, какие документы потребуются, каким работникам нужно быть на месте. Это поможет понять, по какому поводу проверка, и вы успеете к ней подготовиться. Но имейте в виду, что предупреждать вас не обязаны, прокурорская проверка может начаться внезапно.

Что делать после проверки. Прокурор по результатам проверки может вынести представление об устранении нарушений действующего законодательства в контрактной системе. Организация заказчика должна рассмотреть представление и направить письменный ответ о результатах рассмотрения.

Организация может не согласиться с результатами проверки и отразить информацию в ответе. Ответ на представление подписывает должностное лицо, которому оно адресовано. Нужно описать, как устранены указанные в представлении нарушения, какие меры приняты для устранения нарушений. Представление можно оспорить. Составьте исковое заявление и направьте в арбитражный суд.

Самый неблагоприятный финал проверки — возбуждение дела об административном правонарушении или уголовного дела. Административные дела прокурор направляет в уполномоченные органы исполнительной власти. В отношении уголовного преступления меру наказания определяет суд. Отдельно подготовили рейтинг самых распространенных нарушений в 2024 году.

Справочно

Откуда прокуратура узнает, что вы нарушили закон

Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации. Это могут быть обращения граждан или должностных лиц, сообщения СМИ, материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел. Основания для проведения надзорных мероприятий установлены в Законе от 17.01.1992 № 2202-1 и приказе Генпрокуратуры от 07.12.2007 № 195. О плановых проверках на 2024 год узнайте на Едином портале прокуратуры в разделе «Единый реестр контрольных мероприятий» на сайте proverki.gov.ru

Электронный журнал «Госзаказ в вопросах и ответах»

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...