Заказчиком заключен контракт на выполнение работ (Закон N 44-ФЗ). Работы выполняются, однако предусмотренный договором срок окончания работ уже прошел. Заказчик направил подрядчику претензию об уплате в трехдневный срок пени за просрочку выполнения работ. Требование датировано 30.05.2023. Однако до настоящего времени пени не уплачены. Как поступить заказчику?
Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ), в случае просрочки исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет ему требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Как видно из приведенной нормы, направление требования об уплате неустоек является обязанностью, а не правом заказчика (письмо Минэкономразвития России от 27.01.2017 N Д28и-290, п. 2 письма Минфина России от 24.12.2014 N 02-02-07/66867). При этом Закон N 44-ФЗ не содержит норм, которые бы определяли, в течение какого срока заказчик обязан направить контрагенту соответствующее требование (смотрите, например, определение Верховного Суда РФ от 19 февраля 2018 г. N 305-ЭС17-22807 по делу N А40-19731/2017, п. 4.2.10 Методических по ведению заказчиками Иркутской области претензионной и исковой работы в рамках исполнения контрактов, утвержденных распоряжением Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области от 30 ноября 2020 г. N 229-мр, решение ФАС от 30.11.2018 N ПГОЗ-307-18).
По смыслу Закона N 44-ФЗ направить контрагенту требование об уплате неустоек заказчик может после выявления нарушения контрагентом условий контракта. Ненаправление такого требования формально является нарушением не только законодательства о контрактной системе, но и бюджетного законодательства, которое может быть выявлено в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере (смотрите, например, ч. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, последний абзац Обзора нарушений, выявленных Казначейством при проверках 2019 – 1 полугодия 2020 года, п. 15 Классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Федеральным казначейством 19 декабря 2017 г.; постановление Четвертого ААС от 10.10.2016 N 04АП-4355/16, п. 4.4. представления Счетной палаты РФ от 21.09.2017 N ПР 11-205/11-03, п. 2 представления Счетной палаты РФ от 09.12.2016 N ПР 09-347/09-03). Это, в свою очередь, может повлечь неблагоприятные последствия дисциплинарного характера для должностных лиц заказчика.
Поэтому представляется целесообразным такие требования направлять контрагентам в разумные сроки с даты выявления ненадлежащего исполнения условий контракта. Однако ответственности за ненаправление требования до исполнения контрагентом обязательств или до расторжения контракта законодательство не предусматривает. Поэтому заказчик может направить требование об уплате неустойки и непосредственно в день выявления нарушения, и в день исполнения контракта или даже после окончания срока действия контракта и после прекращения контракта (смотрите в связи с этим постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 марта 2020 г. N Ф06-57446/19 по делу N А06-8516/2018). Разумеется, при этом нужно учитывать, что, если требование будет направлено по истечении трех лет со дня, когда заказчику стало известно о нарушении, перспектива взыскания неустойки зависит от того, заявит ли контрагент в суде о пропуске срока исковой давности.
Неисполнение контрагентом требования об уплате пени формально дает заказчику право требовать взыскания с контрагента пени в судебном порядке. Однако, во-первых, закон не требует от заказчика немедленно предпринимать меры по взысканию неустойки, а, во-вторых, до исполнения контрагентом предусмотренных контрактом обязательств невозможно определить итоговую сумму пени, которую будет обязан уплатить контрагент в связи с допущенной им просрочкой. Наконец, до настоящего времени применяются утвержденные в соответствии с ч. 9.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 N 783 Правила списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее – Правила). На основании подп. “а” п. 3 Правил заказчик обязан осуществить списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек, в частности, когда контракт исполнен в полном объеме, а общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта. Как показывает судебная практика, при наличии оснований для списания пени заказчик обязан совершить необходимые для этого мероприятия и не вправе, в частности, удерживать сумму неустойки из подлежащих уплате подрядчику сумм.
Следовательно, в описанной ситуации представляется нецелесообразным предпринимать меры, направленные на взыскание с контрагента неустойки за нарушение срока выполнения работ. Вопрос о наличии правовых оснований для списания пеней или для истребования их с подрядчика может быть решен заказчиком после завершения работ и их приемки.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей