Надо ли собирать коммерческие предложения для закупки по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, если договор или контракт заключается не в электронной форме? Распространяются ли на контрагентов по такому контракту единые требования к участникам закупки?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Цена контракта с единственным поставщиком, в том числе заключаемого на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, должна определяться по общим правилам, которые предусмотрены указанным законом. В целях определения цены могут использоваться и коммерческие предложения.
Единые требования к участникам закупки должны устанавливаться и при осуществлении закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) в предусмотренных этим законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения методов, предусмотренных указанной статьей, из которых приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Действующая с 1 января 2022 года редакция ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусматривает, что при осуществлении закупки у единственного контрагента заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным контрагентом, в соответствии с указанным законом. Исключений из этого правила применительно к закупкам, осуществляемым в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закон не предусматривает. Следовательно, при определении цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом по указанному в вопросе основанию, нужно использовать ст. 22 Закона N 44-ФЗ, в том числе методы, перечисленные в ней. При этом обосновывать цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком, и включать в контракт обоснование его цены заказчик должен только в случаях, перечисленных в ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите также письмо Минфина России от 2 ноября 2021 г. N 24-06-08/88987).
В целях определения цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом, заказчик вправе использовать информацию, полученную разными способами из любых источников, указанных в ч. 18 ст. 22 Закона N 44-ФЗ (смотрите письма Минфина России от 12.05.2020 N 24-01-08/37906, от 02.11.2020 N 24-01-08/95232, от 12.12.2017 N 24-01-09/82766, Минэкономразвития России от 03.10.2016 N Д28и-2581, от 28.07.2016 N Д28и-1904, от 20.11.2015 N Д28и-3515). В случае невозможности применения для определения цены контракта методов, указанных в ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование цены контракта заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов (ч. 12 ст. 22 Закона N 44-ФЗ). Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч. 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ), в том числе в отношении определения и обоснования цены контракта, заключаемого с единственным контрагентом (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ). Поэтому при осуществлении закупки у единственного контрагента на основании пп. 4-5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ после 1 января 2022 года целесообразно сохранять материалы и сведения, используемые заказчиком в целях определения цены контракта одним из указанных в ст. 22 Закона N 44-ФЗ способов, для предоставления соответствующим органам финансового контроля.
По вопросу о единых требованиях к участникам закупки отметим, что с 1 января 2022 года ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ прямо указывает на то, что предусмотренные этой статьей единые требования к участникам закупки должны устанавливаться заказчиком в том числе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Александров Алексей