Правозащитники раскритиковали систему госзакупок Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России). Она характеризуется масштабным ограничением добросовестной конкуренции, имитацией внутренних госзакупок.
Унитарные предприятия ФСИН могут без конкурентных процедур поставлять продукцию и оказывать услуги учреждениям, входящим в российскую систему исполнения наказаний — колониям, тюрьмам, СИЗО и другим. Право закупать товары и услуги у «своих» единственных поставщиков учреждениями ФСИН закреплено Законом о контрактной системе, их перечень установлен Постановлением Правительства.
Общественники из Гражданского контроля госзакупок пояснили что частью 1 статьи 93 Закона (пункты 11, 12) о контрактной системе закреплено право Заказчика осуществлять закупки у единственного поставщика.
Но право не есть обязанность, т.е. во ФСИН могут проводить торги – конкурентные закупки.
пояснили они.
ФСИН также заключает контракты в рамках гособоронзаказа. Как мы видим, изначально госконтракты заключаются на основании 44 – ФЗ и заказы попадают унитарным предприятиям ведомства. Далее закупки проходят по 223 – ФЗ, который гораздо менее регламентирован.
Как пояснил на прямой линии замруководителя ФАС России Михаил Евраев:
223 Закон — это пустое поле, которое надо выстроить в конкурентном направлении …
Transparency International в своих докладах пишет, что в России около полумиллиона заключенных, около 40% из них работает на тюремных производствах. ФСИН России вкладывает огромные средства в организацию собственных производств во многих регионах страны: продукты питания, стройматериалы, одежду и технику пенитенциарное ведомство предпочитает производить самостоятельно, а не закупать на рынке. В официальных интервью его руководители объясняют такую политику необходимостью трудоустраивать заключенных и снижением себестоимости.
Правозащитный центр подготовил доклад о работе унитарных предприятий, обслуживающих российскую тюрьму. По данным официального портала госзакупок, с 2011 года оборот товаров и услуг в уголовно-исполнительной системе составил более 765 млрд руб.
Тюремное ведомство РФ создало сложную систему, в которой неэффективно распределяются большие ресурсы,
– говорится в этом документе.
Его авторы подсчитали, что около 54% всех поставок для ФСИН за последние восемь лет приходится на унитарные предприятия, а «это около 156 млрд руб. из внутреннего товарооборота предприятий и учреждений ФСИН в 289 млрд руб.».
Как пример общественники приводят крупнейшего поставщика в системе ФСИН — ФГУП «Архангельское», которое в основном занимается переработкой рыбы: ее солят в поселке Новый Свет Ленинградской области, из нее делают консервы в городе Великие Луки Псковской области, ее потрошат в Находке и поселке Металлострой под Петербургом. К 1 января 2019 года объем поставок «Архангельского» в учреждения уголовно-исполнительной системы превысил 20 млрд рублей.
В процессе переработки замороженная рыба вдвое возрастает в цене,
выяснили в организации.
Выводы из доклада «Тюрьма как бизнес» Часть вторая. Как зарабатывают унитарные предприятия ФСИН.
- Неконкурентная система закупок у подведомственных унитарных предприятий приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств. Рыба обходится учреждениям ФСИН дороже, чем могла бы стоить, если бы закупалась на конкурентном рынке. По нашим расчетам, избыточный производственный цикл по переработке рыбы ФГУП «Архангельское» обошелся государству не менее чем в 3,8 млрд рублей за пять лет.
- В 2013-2015 годах ФГУП «Архангельское» заключало сделки с компаниями, которые изначально имели либо в короткий срок приобрели признаки фирм-однодневок, определенные в методических материалах и разъяснениях ФНС России. Общая сумма сделок — не менее 3,4 млрд рублей. Почти все эти компании были связаны с директором предприятия Юрием Кухаренко.
- Признаки неурегулированного конфликта интересов присутствуют также в истории приобретения рыбоперерабатывающего комплекса в городе Находка Приморского края для нужд ФГУП «Архангельское». В хозяйственные операции вовлекались посредники, связанные с директором ФГУПа, который, в свою очередь, мог влиять на принятие решений об осуществлении сделок по приобретению имущества для нужд ФСИН. Более того, «Архангельское» впоследствии начало использовать объекты недвижимости, приобретенные у связанных с директором ФГУПа и членами его семьи компаний.
Бывший начальник производственного отдела исправительной колонии в одном из центральных регионов РФ, пожелавший остаться неназванным, рассказал «НГ», откуда на самом деле рост производственных мощностей ФСИН:
«К примеру, руководство того же Белгородского управления ФСИН вынуждало начальников колоний подписывать заведомо невыполнимые договоры, якобы колонии сами произведут и поставят в другие учреждения УИС и ФГУПы сотни тонн пшеницы, риса, овощных консервов. Заведомо зная, что для производства данной продукции нет ни мощностей, ни ресурсов».
С колонией, по его словам, заключались договоры о внутрисистемной закупке – по завышенным вдвойне ценам. После чего начальство колоний закупало продукцию по рыночным ценам на рынке и договаривалось с поставщиком, что оформит данные товары как произведенные в самом учреждении.
«Массово оформлялись фальшивые договоры о якобы аренде цехов в промзонах колоний, далее произведенная якобы в колонии продукция распределялась по другим учреждениям»,
– рассказал собеседник «НГ», подчеркнув, что это довольно распространенное явление.
«Потому все цифры о производстве продукции на многие миллиарды рублей завышены как минимум вдвое, а качество произведенной продукции внутри УИС не выдерживает никакой конкуренции, даже при почти рабском и неоплачиваемом труде осужденных», – заявил бывший сотрудник ФСИН.
«Служба ФСИН неконкурентоспособна, и это важно признать, завершив этот эксперимент. Чтобы навести порядок, нужно лишить ФСИН всевозможных преференций при госзакупках и сделать экономику в колониях прозрачной и подотчетной гражданскому обществу», – подытожил собеседник «НГ».