В рамках проходившего практического семинара ФАС России на тему «Стратегические цели развития тарифного регулирования», обсуждалось развитие системы государственного регулирования в сфере ТКО. Последние новеллы правового регулирования в сфере твердых коммунальных отходов (ТКО) стали ключевой темой круглого стола «Тарифная компания 2021».
Они были инициированы антимонопольной службой и утверждены постановлением Правительства РФ от 18.03.2021 № 414.
Так, c 31 марта в случае лишения регионального оператора его статуса новый региональный оператор может работать по тарифу для прежней организации.
Раньше такой возможности не было, что могло приводить к мусорным коллапсам – новый региональный оператор не мог вывозить мусор у населения.
По инициативе ФАС был установлен порядок определения экономически обоснованного размера расходов на транспортирование ТКО и расходов на лизинг. До этого такой порядок отсутствовал, из-за чего региональные операторы могли включать в тарифы экономически необоснованные расходы и завышать сам тариф. Это нововведение особенно важно в силу того, что в предельном тарифе регионального оператора затраты на транспортирование ТКО составляют от 60% до 95%.
Помимо этого, были скорректированы правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора. Теперь цена предмета аукциона определяется с применением экономически и технологически обоснованных объемов потребления сырья, материалов, выполняемых работ (услуг). Ранее она определялась путем запроса коммерческих предложений без детализации по статьям расходов.
А в случае признания торгов несостоявшимися региональный оператор теперь транспортирует ТКО самостоятельно без привлечения подрядчиков по цене несостоявшегося аукциона.
При отсутствии же такой возможности, к примеру, в случае отсутствия у регионального оператора спецтехники, он обязан провести новый аукцион.
До нововведения недобросовестные региональные операторы своими действиями часто намеренно создавали ситуации, когда у аукциона не оказывалось участников, а торги из-за этого признавали несостоявшимися. В частности, они готовили невыгодную конкурсную документацию и включали в нее неисполнимые и непривлекательные условия, а также занижали цены. После этого заключался договор со своим «карманным» подрядчиком по более высокой цене, который лишал других участников торгов возможности поработать на рынке транспортирования ТКО.
Цель всех изменений – обеспечить баланс экономических интересов потребителей и региональных операторов, а также повысить инвестиционную привлекательности отрасли обращения с ТКО.
Также ФАС планирует скорректировать процедуру ликвидации несанкционированных свалок в части сроков, а также установления особенностей их ликвидации для государственных и муниципальных земель. В настоящее время на рассмотрении в ведомстве находится соответствующий проект постановления Правительства РФ, предусматривающий изменения в Правила обращения с ТКО.