Муниципальный заказчик на основании аукциона в электронной форме заключил контракт на поставку механизмов – капканов на основании Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Контрактом предусмотрены характеристики товара, в том числе требования к весу. При приемке товара выяснилось, что характеристики веса поставленного товара не соответствуют условиям контракта, товар не принят, контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке. Поставщик с выводами заказчика не согласился, обратился в суд. Проведена судебная экспертиза, которая показала, что фактический вес товара действительно не соответствует условиям контракта (меньше на 74 грамма). Показатель несоответствия незначительный, но формально вес товара всё же не соответствует условиям контракта. Какова судебная практика на данную тему, разъяснения контролирующих органов и УФАС? Обязан ли заказчик принять товар, который фактически не соответствует условиям контракта, или незначительное несоответствие веса не играет в пользу заказчика в данном случае?
К сожалению, эксперты не могут дать однозначный ответ на данный вопрос, поскольку ситуация не урегулирована напрямую законом, а официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, в которых бы разрешалась подобная ситуация, нам найти не удалось.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. При этом в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании объекта закупки должен указывать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Эти требования должны применяться в неразрывной связи с требованиями ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ, согласно которой описание объекта закупки должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям, причем должны быть указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. В свою очередь заявка на участие в закупке должна содержать конкретные показатели, характеристики товара, предлагаемого к поставке (подп. “а” п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 43 Закона N 44-ФЗ, смотрите также письмо Минэкономразвития России от 12.04.2011 N Д22-577 и материал Энциклопедия решений. Определение товаров, приобретаемых по Закону N 44-ФЗ, в описании объекта закупки и в заявке на участие в закупке).
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий, к которым, как видно из сказанного выше, относится и наименование товара и его характеристики (смотрите также п. 1 ст. 432, п. 5 ст. 454, п. 3 ст. 455 ГК РФ), не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ. Положения указанных статей не предусматривают возможности произвольного изменения условия контракта о товаре. Более того, по сути единственная норма, на основании которой возможно заменить в контракте одно наименование товара на другое, – ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ говорит о возможности поставки по согласованию с заказчиком товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте, за исключением случаев, перечисленных в законе, когда не допускается даже такая замена (смотрите также письма Минэкономразвития России от 12.08.2014 N ОГ-Д28-6177 и от 15.12.2014 N Д28И-2828). Иными словами, поставщик по контракту, заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ, должен поставить товар, обладающий указанными в контракте характеристиками.
В силу ч. 2 ст. 94 Закона N 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с данной статьей.
В соответствии с ч. 8 ст. 94 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе не отказывать в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае выявления несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, если выявленное несоответствие не препятствует приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Буквально из приведенной формулировки (надо признать, что не самой удачной) следует, что несоответствие поставленного товара условиям контракта по общему правилу должно влечь отказ в приемке такого товара.
Если приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта, не соответствующих условиям контракта (если выявленное несоответствие не устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем)) привела к дополнительному расходованию средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, она влечет наложение административного штрафа на должностных лиц заказчика в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей.
Иными словами, по общему правилу Закон N 44-ФЗ не допускает поставки товара, не соответствующего согласованным условиям, без внесения в контракт изменений.
В силу ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. Добавим, что по смыслу положений п. 1 ч. 1, ч. 3, ч. 7, ч. 8 ст. 94 Закона N 44-ФЗ приемка и экспертиза фактически равнозначны проверке товара, результата работ, услуг, проведение которой предусмотрено гражданским законодательством во время их приемки (ст. 474, пп. 2, 3 ст. 513, пп. 1-3 ст. 720, ст. 783 ГК РФ) (смотрите также материал: Энциклопедия решений. Исполнение контракта по Закону N 44-ФЗ. Приемка товаров, результатов работ, услуг). Иными словами, основанием для отказа от подписания документа о приемке может послужить несоответствие результатов исполнения условиям контракта.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ поставщик должен в установленный контрактом срок представить товар, наименование и характеристики которого соответствуют условиям контракта, если он не согласовал с заказчиком поставку товара с улучшенными характеристиками. В случае поставки товара, не соответствующего характеристикам, установленным в контракте, или товара ненадлежащего качества, заказчик предоставляет в письменной форме мотивированный отказ от подписания документа о приемке.
Как отмечается в письме Минфина России от 20 июня 2017 г. N 24-02-08/38402, заказчик не вправе осуществить приемку товара, не соответствующего условиям контракта. В случае поставки товара, не соответствующего характеристикам, установленным контрактом, поставщик считается предоставившим товар, не соответствующий предмету контракта, и соответственно не поставившим надлежащий товар (отказавшимся от поставки надлежащего товара). В этом случае заказчик вправе отказаться от приемки товара, не соответствующего требованиям контракта (п. 2 ст. 468, ст. 523, п. 2 ст. 450 ГК РФ).
Безусловно, может быть поднят вопрос о степени несоответствия характеристик товара условиям контракта и их фактического влияния на потребительскую ценность товара, особенно в таком случае, как рассматриваемый, когда сама необходимость указания в контракте веса механизма может быть подвергнута сомнению, как может быть подвергнуто сомнению влияние веса механизма на его способности к функционированию по назначению. Данный вопрос носит более теоретический характер, поскольку законодательство никаких критериев оценки степени несоответствия характеристик товара предусмотренным контрактом не урегулирован и, по нашему мнению, не может быть урегулирован, поскольку многообразие жизненных ситуаций заведомо превосходит возможности человеческого предвидения, в том числе и возможности предвидения законодателя. С формальной же точки зрения, как показано выше, заказчик вправе отказать в приемке товара в случае любого несоответствия любых его характеристик. Поэтому на практике вынести окончательное, обязательное для всех решение по такому вопросу может только суд, исходя из конкретных обстоятельств дела и доводов сторон, которые, как мы полагаем очевидным, должны опираться более на техническую, чем на правовую сторону дела. Материалов же судебной практики, содержащих суждения по подобным вопросам, как указывалось с самого начала, нам найти не удалось.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий