За девять месяцев 2022 года доля закупок у малого и среднего бизнеса в рамках 223-ФЗ установила рекорд и составила почти половину (48,5%) от общего объема. Годом ранее аналогичный показатель был на уровне 31%, а в 2020-м — не достигал даже 20%. Суммарный объем закупок крупнейших госкомпаний у МСП-поставщиков за три квартала уже превысил 3 трлн рублей, сообщили в корпорации.
«Повышение доступа субъектов МСП к рынкам сбыта — одна из мер государственной поддержки. Цифры в этой области показывают положительную динамику. За 9 месяцев этого года между крупными компаниями и субъектами МСП заключены контракты на сумму более 3 трлн рублей — показатель вырос на 11,3% по сравнению с 2021 годом. Это подтверждает и конкурентоспособность МСП как исполнителей корпоративного и государственного заказа, и эффективность мероприятий, которые мы реализуем в этой сфере»,
– подчеркнула замминистра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.
За январь-сентябрь 2022 года малые и средние предприятия заключили более 537 тыс. договоров о закупках. При этом данные цифры не учитывают более 900 крупнейших заказчиков, попавших под санкции, которые не размещают свои закупки в Единой информационной системе.
«Для малого и среднего бизнеса участие в закупках по 223-ФЗ — это возможность нивелировать потерю рынков сбыта, ставших недоступными для них в том числе из-за введения антироссийских санкций. Помимо этого, закупки для предпринимателей являются еще одним вариантом для реализации их товаров или услуг. Важно и то, что участие в закупках означает для малого и среднего бизнеса наличие постоянного источника дохода, поскольку эта сфера мало подвержена влиянию внешних факторов. Она остается стабильной даже в период турбулентности в экономике, давая предпринимателям возможность постоянного сбыта», — отметил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич.
С начала 2022 года наибольший прирост объемов закупок показал малый и средний бизнес Сахалинской области (471%), Крыма (414%), Астраханской (294%) и Оренбургской областей (292%), а также Карелии (279%). Больше остальных по сравнению с прошлогодними выросли объемы закупок спортивных товаров (в 12 раз), одежды (более 5 раз), услуг по обеспечению питанием (в 5 раз), инструментов и медицинского оборудования (в 2,5 раза), а также медпрепаратов и материалов (в 2,4 раза).
По действующему закупочному законодательству, госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 25% от совокупного годового объема закупок. При этом 20% этого объема должны приходиться на спецторги (закупки, в которых могут принимать участие только субъекты МСП – прим). В прошлом году эти нормы распространялись на 1839 госкомпаний. В текущем году эта норма распространена на все госкомпании, общее число которых составляет около 20 тыс. (по оценкам ряда экспертов – может достигать 40 тыс.). Мониторингом выполнения этих требований (в отношении крупнейших госкомпаний – прим) занимается “Корпорация МСП”.
Ряд экспертов считает, что в текущем году многие небольшие госкомпании, на которых теперь распространяется эта норма, не смогут выполнить квоту по закупкам у малого бизнеса и вынуждены будут в 2023 году осуществлять свои закупки в соответствии с более жестким законом “О контрактной системе” (44-ФЗ).