Рассказываем о недавних решениях УФАС и судов, вынесенных по ст. 17 Закона о защите конкуренции, которая устанавливает антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.
Сговорились, что ли?
С января по февраль 2023 г. образовательные учреждения провели 57 закупок по выбору компаний для уборки и обслуживания помещений. Это были объединенные закупки со сроком подачи заявок в один день, причем контракты заключались по максимальной цене. Победителями стали восемь участников, которые не конкурировали, а подавали заявки с одних и тех же IP-адресов.
Башкортостанское УФАС России установило, в частности антиконкурентное соглашение между заказчиками и компаниями для создания преимуществ определенным лицам (нарушение п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции).
В отношении участников сговора будут возбуждены административные дела.
Положение с нарушением
Ханты-Мансийское УФАС России обнаружило, что в Положении о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения нужд АУ ХМАО — Югры «КТЦ «Югра-Классик» необоснованно установлены случаи закупок у едпоставщика на конкурентных рынках.
Эти действия учреждения признали нарушением ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выдали ему предписание для исключения из Положения спорных оснований закупки.
Учреждение обратилось в суд. Первая инстанция требования заявителя удовлетворила, однако апелляция отменила этот акт, признав законными решение и предписание УФАС.
Строже, чем законодатель
Региональный центр закупок Удмуртской Республики при оценке опыта потенциальных участников брал в расчет наибольшую стоимость обязательств по одному ранее исполненному контракту/договору на поставку молочной продукции за последние три года.
Удмуртское УФАС России отметило, что хозсубъекты, имея меньший, но совместимый с НМЦК опыт поставки, оказались в проигрышном положении. Через несколько лет у потенциальных участников вообще не будет успешного опыта, а контракты заведомо достанутся крупнейшему поставщику в регионе.
Ретроспективный анализ рынка поставки молочной продукции показал, что количество участников закупок по всем конкурсам после ноября 2020 г. сократилось до шести хозсубъектов.
УФАС признало организатора закупки нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции, выдало ему предписание об изменении неценовых критериев. Суды двух инстанций подтвердили законность и обоснованность этой позиции.
Журнал «Конкуренция и право»