Часть электронных магазинов для закупок малого объема (до 600 тыс. рублей) субъектов РФ может постепенно уйти с рынка, заявил “Интерфаксу” председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга Александр Жемякин в ходе Санкт-Петербургского форума контрактных отношений.
“Вопрос сокращения числа “электронных магазинов”, так или иначе, обсуждается давно, – сказал Жемякин. – Но здесь необходимо учитывать, что есть два типа магазинов. Одни – это подсистемы региональных закупочных информационных систем. У многих субъектов РФ эти АИС аттестованы в ЕИС в сфере закупок, у них имеются все сертификаты и допуски. Никаких проблем в будущем для таких систем, включая “электронные магазины”, я не вижу. Но не аттестованные региональные “электронные магазины” со временем могут быть свернуты”.
В целом же, по словам Жемякина, “электронные магазины” субъектов РФ пока продолжают успешно функционировать, поскольку имеют ряд преимуществ перед аналогичными сервисами других игроков рынка закупок.
“Например, в магазинах той же Москвы (“Портал поставщиков” – прим), Санкт-Петербурга и ряда других регионов можно закупать что угодно – не только товары (в “электронных магазинах” (или “закупки с полки”), действующих в рамках закона “О контрактной системе” – 44-ФЗ, возможна закупка только товаров), но и работы, и услуги, – отметил Жемякин. – Также надо учитывать, что в региональные магазины, а они для всех участников бесплатны, идут преимущественно местные поставщики, что означает высокую скорость поставки и снижение транзакционных издержек”.
Кроме того, по словам Жемякина, “закупки с полки” в отличие от “электронных магазинов субъектов РФ подпадают под контроль Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России. Он отметил, что недавно ФАС выпустила письмо, в котором разъясняла, что рассматривает и будет рассматривать жалобы, которые поступают на “закупки с полки” – по части 12 (определяет порядок закупках в “электронных магазинах”), статьи 93 (определяет случаи закупок у единственного поставщика) 44-ФЗ. А по частям, например, 4 и 5 (определяет другие случаи закупок у едпоставщика – прим) – не рассматривает.
“Поэтому заказчикам невыгодно проводить такие закупки – по ним все равно будут жаловаться, хотя это и закупки у едпоставщика, – подчеркнул Жемякин. – В результате, в нашем “электронном магазине” только в текущем году уже проведены закупки на общую сумму в 6 млрд рублей, тогда как по итогам прошлого года общий объем “закупок с полки” составил только около 500 млн рублей”.
По мнению Жемякина, низкая востребованность “закупок с полки” обусловлена тем, что этот механизм не очень удобен. Как для заказчиков, так и для поставщиков.
“Но это не вина Минфина, который разработал механизм таких закупок, а особенности договора о ЕАЭС, – считает Жемякин. – В договоре есть ограничения по закупкам малого объема. Поэтому Минфином была подготовлена схема, которая помогает обойти эти ограничения. Но для этого в ней пришлось реализовать специальные механизмы, которые нивелируют все преимущества этой схемы”.
В дельнейшем, по мнению Жемякина, можно ожидать, что “электронные магазины” субъектов РФ будут постепенно объединяться, укрупняться – по мере появления нового востребованного функционала у наиболее развитых из них (на “Портале поставщиков” Москвы свои закупки малого объема уже проводят несколько десятков субъектов РФ – прим).
“Постепенно они будут превращаться в биржи конкурентных закупок неконкурентными способами, – считает он. – Тем более, что в таких магазинах, как правило, представлен весь современный функционал для проведения закупок – автоматизированный расчет НМЦК, автоматическое формирование контракта, электронное актирование”.
Стоит отметить, что Минфин РФ, в свою очередь, занимается решением проблемы “электронных магазинов” на уровне ЕАЭС. “В рамках ЕАЭС прорабатываем этот вопрос, – отмечал ранее заместитель министра финансов Алексей Лавров. – Рассчитываем договориться о том, чтобы считать закупки в “электронном магазине” конкурентным способом закупок”.
При этом Минфин планирует не только вывести этот способ закупок на уровень ЕАЭС, но и усовершенствовать сам механизм таких закупок. В частности, устранить избыточные ограничения, которые содержатся в этом способе закупок. “Есть много разных вариантов по развитию “электронного магазина”, – говорил Лавров. – Это самый удобный способ госзакупок для малого бизнеса”.
По данным Минфина, во II-IV кварталах прошлого года (это способ закупок стал действовать с 1 апреля 2021 года – ИФ) госзаказчики провели с использованием “электронного магазина” всего около 930 закупок на общую сумму 440 млн рублей.
По мнению участников рынка госзакупок, низкий уровень использования “электронных магазинов” госзаказчиками связан с рядом проблем, которые “зашиты” в механизм этого способа закупки. Речь идет о том, что поставщики должны внести в “электронные магазины” свои предложения и постоянно их актуализировать. При этом сами предложения должны вноситься в соответствии с Каталогом товаров, работ, услуг (КТРУ) ЕИС в сфере закупок. А число позиций КТРУ значительно меньше, чем собственно представлено на рынке видов товаров.
Как сообщалось, в конце 2019 года были приняты поправки к 44-ФЗ, которые позволили госзаказчикам закупать товары на сумму до 3 млн рублей по специальной электронной процедуре – “закупка с полки” или “электронный магазин”. Формально она относится к закупкам у единственного поставщика. Однако, по оценкам экспертов, ее можно отнести к числу конкурентных закупок.
Схема работы “электронного магазина” предусматривает размещение поставщиками на электронной торговой площадке предварительного предложения о поставке того или иного товара (в соответствии с конкретной позицией Каталога товаров, работ, услуг). Заказчик, в свою очередь, размещает извещение о закупке того или иного товара. При этом оператор ЭТП должен будет направить таким заказчикам соответствующие предложения поставщиков (не менее двух).
Эта норма вступила в силу с 1 апреля прошлого года. Она фактически повысила порог для закупок малого объема до 3 млн рублей при условии их проведения по указанным правилам. Параллельно продолжает действовать норма, позволяющая заказчикам осуществлять закупки малого объема (до 600 тыс. рублей) без проведения закупочной процедуры.
За счет запуска новой закупочной процедуры регуляторы рассчитывали, в частности, получить достоверные данные о сегменте закупок малого объема, который только частично виден (может учитываться – прим) через действующие в настоящее время “электронные магазины”. Ранее объем этого сегмента оценивался в 850-900 млрд рублей и прогнозировался его рост до порядка 1 трлн рублей.
ИНТЕРФАКС