Будет ли считаться контракт расторгнутым, если ФАС отказалась включать сведения о контрагенте в РНП?

Будет ли считаться контракт расторгнутым, если ФАС отказалась включать сведения о контрагенте в РНП?

Заключен муниципальный контракт на выполнение инженерных изысканий и разработку проектной документации, подрядчиком нарушены сроки выполнения работ по контракту, заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, информация о расторжении контракта размещена в ЕИС, сведения о включении подрядчика в РНП (реестр недобросовестных поставщиков) направлены в УФАС, решением ФАС России подрядчик в РНП не включен. Предписаний заказчику не выдано.

Может ли считаться контракт расторгнутым в результате отказа заказчика от исполнения контракта, если орган ФАС России принял решение об отказе от включения сведений о контрагенте по такому контракту в РНП?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления контрагента об отказе заказчика от его исполнения, независимо от решения ФАС России о включении или невключении сведений о контрагенте по такому контракту в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Обоснование вывода:

Согласно ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Из иных норм Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что для такого отказа подходит не всякое основание, предусмотренное Гражданским кодексом РФ, а только то, которое связано с нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее – контрагент) его обязательств по контракту*(1), что и имело место в данном случае.

Порядок одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрен чч. 10-14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Из ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно быть оформлено письменно, не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты его принятия, размещается в единой информационной системе (далее – ЕИС) и направляется контрагенту. После этого у контрагента есть 10 дней для того, чтобы устранить нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, и компенсировать заказчику затраты на проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением внешней экспертизы. Если этого не сделано, в силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об указанном решении.

Информация о контрагенте, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП) (ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Как указано в ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона N 44-ФЗ, не позднее чем через 3 рабочих дня с даты расторжения контракта направляет в ФАС России, который является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (п. 2 постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728), обращение о включении информации о контрагенте в РНП. Такое обращение должно содержать факты, свидетельствующие об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями контрагентом условий контракта (ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

После получения обращения заказчика и проверки содержащейся в нем информации ФАС России в соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона N 44-ФЗ осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями контрагентом условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. Поскольку включение сведений об участнике закупки или контрагенте в РНП является мерой ответственности, ФАС России при принятии решения о включении в РНП информации должен установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестном поведении участника закупки или контрагента. Иными словами, исключительно наличие одного из указанных в ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ фактов является недостаточным для принятия решения о включении лица в РНП. Поэтому решение о включении (невключении) участника закупки или контрагента в РНП принимается контрольным органом в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела (смотрите письмо ФАС России от 18.09.2015 N АК/50289/15).

Как видим, законом к компетенции ФАС России отнесено только решение о включении или невключении сведений об участнике закупки в РНП, но не признание отказа заказчика от исполнения контракта действительным или недействительным и, соответственно, контракта действующим или недействующим. Более того, как указано выше, непосредственно закон, ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, указывает, что контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления контрагента о решении заказчика об отказе от его исполнения и никакой переоценки, а тем более – отмены данного юридического факта в зависимости от принятого ФАС России решения по обращению о включении сведений о контрагенте в РНП закон не предусматривает. Более того, полагаем, что такой связи и не может следовать из действующего законодательства, поскольку, являясь действием, направленным на прекращение гражданских прав и обязанностей, отказ от исполнения контракта должен квалифицироваться как сделка (ст. 153 ГК РФ), которая по общему правилу может быть признана недействительной только судом (ст. 166, 168 ГК РФ). Соответственно, действительность решения о включении участника закупки в РНП зависит от действительности отказа заказчика от исполнения контракта, но не наоборот.

Таким образом, контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления контрагента об отказе заказчика от его исполнения, независимо от решения ФАС России о включении сведений о контрагенте по такому контракту в РНП.

Официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, в которых сделанный вывод подтверждался бы прямо, нам найти не удалось, однако его косвенно подтверждают примеры судебных актов, принятых по требованиям, не связанным с данным вопросом, но выдвинутым в аналогичных ситуациях.

Например, в ряде случаев органы ФАС России задерживали принятие решения о включении сведений о контрагенте, от исполнения контракта с которым отказался заказчик, в РНП ввиду обжалования им такого отказа заказчика. При этом суды по разному относились к этому факту – одни считали, что нарушение установленного законом срока принятия такого решения дает основание для признания его недействительным (постановление АС Московского округа от 04.09.2019 N Ф05-11284/19), другие – что в данном случае в пропуске такого срока виноват сам контрагент (постановление АС Западно-Сибирского округа от 01.12.2015 N Ф04-25727/15). На возможность признания отказа от исполнения недействительным только судом прямо указано в постановлении Шестнадцатого ААС от 16.06.2017 N 16АП-1941/17.

Обращаем внимание, что отказ органов ФАС России от внесения сведений в РНП сам по себе может быть обжалован в суде заказчиком (смотрите, например, постановление Тринадцатого ААС от 28.09.2017 N 13АП-19092/17, постановление АС Дальневосточного округа от 11.12.2020 N Ф03-5275/20).

К сведению:

В соответствии с ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в случае расторжения контракта, заключенного по итогам конкурентной закупки, заказчик вправе заключить контракт с участником закупки, заявке которого по итогам соответствующей процедуры был присвоен второй номер, при условии согласия такого участника закупки. При этом при расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения заключение указанного “замещающего” контракта допускается, только если ФАС России принято решение о включении информации о контрагенте, с которым был расторгнут контракт, в РНП (обратим внимание, что и в этом случае речь идет о “контракте, который был расторгнут”, то есть, несмотря на запрет заключения “замещающего” контракта, факт расторжения прежнего контракта под сомнение не ставится).

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...