Профильный комитет Госдумы вчера рекомендовал внесение изменений в Федеральный закон “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” и Федеральный закон “О защите конкуренции”, в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках.
Год назад законопроект, разработанный ФАС России, рассматривался в ходе парламентских слушаний. Так, высказывались мнения о необходимости сохранения аптек в форме ГУПов и МУПов, а также подчеркивалось, что прежде, чем сокращать унитарные предприятия нужно провести полноценный анализ рынков.
По мнению ФАС, именно участие унитарных предприятий в хозяйственной деятельности оказывает наиболее негативное влияние на конкуренцию на локальных рынках.
За прошедший год ведомство Артемьева не раз пыталось вынести законопроект на второе чтение в Госдуме, однако лобби в палате парламента и регионов тормозили процесс. Предложения ФАС в качестве поправок, по мнению парламентариев были абсолютно сырыми.
Так, еще осенью ФАС настаивала на введении в Закон о защите конкуренции закрытой процедуры исследования товарных рынков антимонопольным органом, результаты которого впоследствии направлялись бы ведомством в правительство, после чего Правительство определяло перечень рынков, на которых унитарным предприятиям работать не допустимо. Однако закрытый и непрозрачный характер процедуры оценки товарных рынков, отсутствие возможности для унитарных предприятий принять участие в такой работе, вызывали критику.
Также антимонопольное ведомство требовало, чтобы запрет на осуществление коммерческой деятельности унитарным предприятием вступал в силу по истечении 60 дней с даты включения Правительством товарного рынка в перечень, предусматривающий запрет работы на таком рынке унитарных предприятий. Однако в такой срок пройти ликвидацию или реорганизацию по нормам Закона о ГУПах и ГК РФ ни одному предприятию было бы невозможно.
В итоге появился компромиссный вариант, который Госдума планируют принять 10 декабря во втором чтении. Финальная версия проекта, в частности, предусматривает:
- прямое указание на допустимость работы предприятий в условиях Крайнего Севера, для деятельности в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культценностей, а также функционирования за рубежом;
- если предприятие работает, но не будет попадать в закрытый перечень видов деятельности, которые оно может осуществлять, или такое предприятие необходимо создать, губернатор будет иметь возможность согласовать такую возможность в правительстве (правда, детальный регламент согласования в проекте отсутствует, за исключением только предельного срока рассмотрения таких документов – не более 2 месяцев);
- введение запрета на реорганизацию предприятия, если по ее итогам будут созданы ГУПы или МУПы, виды деятельности которых будут не соответствовать новому перечню в редакции Закона о ГУПах;
- дополнение антимонопольных требований ст. 15 Закона № 135-ФЗ указанием на непринятие учредителем мер по преобразованию или ликвидации предприятия, если оно функционирует на конкурентном рынке;
- наделение ФАС правом на выдачу предписания о ликвидации предприятия (однако проект не содержит детализации действий, которые должно будет исполнить предприятие в рамках исполнения предписания; между тем, штраф за неисполнение предписания ФАС в отношении юрлица может составлять 500 тыс. руб.) (ч. 2.6 ст. 19.5 КоАП РФ);
- вместо процедуры исследования товарных рынков ФАС закрепила в проекте запрет на осуществление предприятиями деятельности на конкурентных рынках, если выручка за год такого предприятия от работы на конкурентном рынке превышает 10% совокупной выручки за последний год (минимальный порог выручки автоматически поставит под вопрос работу многих ГУПов и МУПов);
- ФОИВы, региональные и муниципальные органы, другие организации получат право направления в ФАС запроса о соответствии деятельности предприятия антимонопольному законодательству;
- до 1 января 2023 г. все унитарные предприятия, созданные до даты вступления в силу законопроекта и работающие на конкурентных рынках, подлежат реорганизации или ликвидации на основании решения учредителя; если этого не будет сделано, то с 1 января 2023 г. ФАС получит право требовать ликвидации или реорганизации ГУПов и МУПов в судебном порядке;
- с 1 января 2023 г. ФАС получит право выдачи ГУПам и МУПам предписания о ликвидации или реорганизации, если товарный рынок в процессе их работы превратится в конкурентный.
«Как ФАС будет это определять проект умалчивает, а это самое главное. Единственное, что учла в этой связи ФАС из критики законопроекта – это то, что срок реорганизации или ликвидации предприятия, который будет в предписании, в любом случае не может быть менее сроков, необходимых для госрегистрации реорганизации юрлица.
Хотя бы такие очевидные вещи удалось отстоять в борьбе за будущее ГУПов и МУПов»,
считают на канале Закупки и госзаказ.