С 1 июля 2019 г. у поставщиков появилось право выбора – предоставлять обеспечение заявки на спецсчет или оформить банковскую гарантию.
Но с первых же дней работы новой формы обеспечения заявок появились новые системные проблемы:
1) банки по ошибке включают выданные участникам закупок гарантии в реестр как гарантии в обеспечение исполнения контракта, а не для обеспечения заявок; как следствие, такие заявки оператор площадки отклоняет;
2) банки нарушают сроки направления информации о гарантии в реестр, в результате чего, после окончания срока подачи заявок оператор площадки не видит банковской гарантии;
3) Закон № 44-ФЗ не содержит основания для отклонения комиссией заказчика второй части заявки вследствие несоответствия банковской гарантии требованиям законодательства и документации. Минфин попытался сказать, что в таких случаях заказчик отклоняет заявку за несоответствие участника требованиям к участникам закупок (ч. 1 ст. 31), но, естественно, отклонять вторую часть заявки по ст. 31 из-за неправильно оформленной поставщиком банковской гарантии нельзя, это разъяснение Минфина просто притянуто за уши. Так что сейчас заказчики не вправе отклонять заявки из-за банковских гарантий, чем поставщики будут пока пользоваться;
4) гарантия вскрывается заказчиком, если компания попадает в РНП (ч. 15 ст. 44), при этом ее срок должен быть не менее чем 2 месяца с даты окончания срока подачи заявок (ч. 4 ст. 44). Но реестр недобросовестных работает так, что запись о включении в РНП может там появиться в любое время после принятия такого решения ФАС, например, через 5-6 месяцев. Воспользоваться такой гарантией заказчик уже не сможет – ее срок закончится. Поэтому до тех пор, пока ФАС будет вести РНП в таком же хаотичном режиме, говорить об эффективности гарантий в обеспечение заявок еще долго не придется, пишет канал Закупки и госзаказ.
В своем письме от 30 июля 2019 г. N 24-05-05/57198 Минфин России сообщает, что действующие положения части 4 статьи 54.7, части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронной процедуре не устанавливают специальных оснований для отклонения заявки в случае выявления несоответствия банковской гарантии, предствленной участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, требованиям, установленным в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в связи с чем Минфин России в целях правовой определенности по данному вопросу разрабатывает соответствующие изменения в Закон N 44-ФЗ.
Законодательством Российской Федерации к участникам закупок предъявлено обязательное требование об обеспечении заявок на участие в закупках (за исключением случаев, установленных статьей 44 Закона N 44-ФЗ).
В случае выявления в соответствии с частью 6 статьи 45 Закона N 44-ФЗ несоответствий банковской гарантии, предоставленной участником закупки в качестве обеспечения заявки, Минфин России считает возможным рассмотрение комиссией по осуществлению закупок вопроса об отклонении заявки.