Так называемые антикризисные поправки к закупочному законодательству могут привести к массовому обращению векселей в корпоративном сегменте, заявила арбитр Арбитражного центра при Российском союзе промышленников и предпринимателей Ольга Беляева в ходе конференции Института госзакупок “Корпоративные закупки – 2022: практика применения 223-ФЗ”.
“Сейчас все (госкомпании – прим) займутся поиском обходных путей (для требования об оплате в течение 7 дней поставленного товара, выполненных работ, поставленных услуг – прим), – сказала Беляева. – В том числе, вспомнят об использовании для оплаты такого денежного суррогата, как векселя. Использование этого инструмента для расчета с поставщиками вполне допустимо”.
При этом Беляева отметила, что уже в прошлом году некоторые заказчики обращались с вопросами о возможности использования векселей для расчетов с поставщиками. То есть, по оценке эксперта, в краткосрочной перспективы госкомпании могут перейти к использованию векселей (как собственных, так и сторонних компаний) для расчетов со своими поставщиками.
“Мы все помним, чем кончился вексельный бум в 90-е годы – кризисом неплатежей”,
– добавила Беляева.
В данном случае речь идет о законе, принятом в середине марта текущего года. Он внес изменения в законы “О контрактной системе” (44-ФЗ) и “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (223-ФЗ).
В числе прочего эти поправки предусматривают сокращение сроков по оплате госзаказчиками и госкомпаниями поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг до семи рабочих дней. При этом уточняется, что в случае оформления госзаказчиками акта приемки без использования Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок (электронное актирование применяется с 1 января 2021 года – прим) срок оплаты по исполненным контрактам будет составлять 10 рабочих дней.
Беляева подчеркнула, что в этой части закон вряд ли можно считать антикризисным, поскольку законопроект, в части сокращения сроков оплаты госзаказчиками и госкомпаниями, был подготовлен еще до введения антироссийских санкций. Правда изначально он предусматривал установления срока в 15 рабочих дней.
“В пояснительной записке к законопроекту основанием для сокращения сроков оплаты по госконтрактам и договорам госкомпаний называлось установление некоторыми заказчиками необоснованно затяжных сроков (30 и более дней – прим), – сказала Беляева. – Это оценочное суждение. Более того, оно не учитывает особенностей корпоративного сегмента, где в любой момент может образоваться незапланированная дебиторская задолженность, и “затянутые сроки” (оплаты – прим) применяются именно для избегания проблем с расчетом из-за таких разрывов”.
“Норма введена близоруко, без учета разнообразия состава участников, подпадающих под регулирование 223-ФЗ”,
– добавила Беляева.
Также она отметила, что в этих же поправках сделано исключение – заказчики могут установить иные сроки оплаты.
“Однако параметры, определяющие в каких случаях можно устанавливать другие сроки оплаты, а в каких – нет, не определены, что предоставляет органам контроля широкое поле для маневра, – подчеркнула Беляева. – Пока административного состава за нарушение сроков нет, но следует ожидать, что он появится в краткосрочной перспективе”.
Как сообщалось, в марте-мае были приняты поправки к закупочному законодательству и различные подзаконные нормативные правовые акты, направленные на поддержку бизнеса в условии антироссийских санкций. В их числе – дополнительное основание для заключения контракта с едпоставщиком, запрет на размещение в ЕИС информации о закупках госкомпаний, на которых распространяются антироссийские санкции, и т.п.
ИНТЕРФАКС