Необходимо ли утверждение и размещение нового положения о закупках при смене типа учреждения с бюджетного на автономное в случае, если оно уже было размещено в период работы учреждения как бюджетного?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
После изменения типа учреждения с бюджетного на автономное оно вправе осуществлять закупки на основании ранее размещенного положения о закупке.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон N 174-ФЗ) автономное учреждение может быть создано в том числе путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Изменение типа учреждения в целях создания автономного учреждения осуществляется в порядке, установленном Законом N 174-ФЗ (п. 3 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”). Такое изменение не является его реорганизацией (п. 1 ст. 17.1 указанного Закона, п. 14 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539). Соответственно, при смене типа бюджетное учреждение не прекращает своей деятельности, а потому и не происходит правопреемства. Став автономным, учреждение остается тем же юридическим лицом, продолжает также, как и ранее, нести все права и исполнять обязанности по договорам, заключенным как в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, так и в соответствии с Законом N 223-ФЗ, в соответствии с их условиями (ст. 309 ГК РФ).
Автономные учреждения при закупках по общему правилу руководствуются Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ) и лишь в специально установленных случаях – Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, чч. 4, 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, автономное учреждение с момента своего создания путем изменения типа бюджетного учреждения вправе осуществлять закупки, руководствуясь лишь требованиями, установленными Законом N 223-ФЗ, и размещенным в единой информационной системе (далее – ЕИС) в соответствии с требованиями этого Закона положением о закупке, за исключением случаев, установленных чч. 4, 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Это подтверждает и правоприменительная практика (решение комиссии УФАС по Челябинской области от 25.11.2014 по жалобе N 87-04-18.1/14).
Законом N 223-ФЗ не предусмотрена необходимость утверждения и размещения нового положения о закупках в случае смены типа учреждения. Положения ч. 5 ст. 8 этого Закона, исходя из буквально прочтения этой нормы, устанавливающей срок для утверждения и размещения в ЕИС положения о закупке вновь созданными заказчиками в три месяца, начиная с даты их регистрации в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) распространяются только на вновь создаваемые, ранее не существовавшие организации. При создании же автономного учреждения путем изменения типа бюджетного учреждения, как показано выше, создания нового юридического лица не происходит, в ЕГРЮЛ регистрируются только изменения в уставе учреждения. Тем более что по смыслу ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ эта обязанность устанавливается именно в связи с отсутствием у вновь созданных заказчиков положения о закупке. В рассматриваемом же случае, когда бюджетное учреждение уже разместило утвержденное положение о закупке в ЕИС на основании ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, применение указанной нормы лишается всякого смысла.
Таким образом, после изменения типа учреждения с бюджетного на автономное оно вправе осуществлять закупки на основании ранее размещенного в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ положения о закупках. Разумеется, в положение о закупке при необходимости следует внести корректировки, связанные с изменением типа учреждения.
Подчеркнем, что сказанное выше является исключительно нашим экспертным мнением. К сожалению, официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось. За официальными разъяснениями можно обратиться в Минфин России.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий