Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, исключающий обязанности со стороны исполнителей гособоронзаказа (ГОЗ) по размещению в единой информационной системе госзакупок в открытом доступе сведений о закупках в рамках гособоронзаказа.
Проектом закона предлагается проводить закрытые закупки, осуществляемые в рамках ГОЗ в части заказов на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, а также разработки, производства и поставки космической техники и объектов космической инфраструктуры. При этом устанавливается, что сведения о такой закупке не подлежат размещению в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Документ был внесен в Госдуму группой депутатов от фракции «Единая Россия» во главе с первым зампредом комитета по экономической политике Владимиров Гутеневым.
Напомним, изначально депутаты хотели «закрыть» все закупки проводимые по 223-ФЗ в рамках ГОЗ, но одобрения не получили, Правительство сочло эти требования избыточными.
Исполнители ГОЗ, как правило, являются компаниями с государственным участием и для выполнения государственного оборонного заказа осуществляют закупочную деятельность в соответствии Законом № 223-ФЗ. Сейчас исполнители ГОЗ обязаны размещать в интернете план закупок, при этом действующим законодательством не предусмотрены исключения для закупок в рамках государственного оборонного заказа.
Вместе с тем указание в плане закупок и размещение в интернете сведений о закупках в рамках государственного оборонного заказа является недопустимым ввиду того, что согласно директивам правительства РФ и коллегии ВПК РФ, сведения, предусмотренные законом о гособоронзаказе, не подлежат размещению в открытых источниках сети интернет, напоминают авторы документа.
“Государственные контракты, как правило, содержат техническое задание, имеющее гриф секретности“,
– отмечается в пояснительной записке. Размещение совокупности таких сведений в открытых источниках, в том числе в единой информационной системе, учитывая присвоение идентификаторов государственного контракта, позволяет собрать и воспроизвести техническое задание по составным элементам, что может причинить ущерб интересам национальной безопасности и обороны, указывают авторы законопроекта.
Кроме того, учитывая действие международных санкций в отношении предприятий ОПК, раскрытие сведений о закупках фактически означает “разглашение в открытом доступе информации о взаимодействии поставщиков с лицом, включенным в санкционные списки, что влечет негативные последствия как для поставщиков (дискредитация поставщиков, включение таких поставщиков в санкционные списки, аннулирование экспортных лицензий), так и для предприятий ОПК”, указано в пояснительной записке.