Объем закупок госкомпаний в сфере строительства в 2021 году вырос до 10 трлн рублей с 4 трлн рублей в 2020 году, заявил руководитель аналитического центра “Интерфакс-ProЗакупки” Георгий Сухадольский в рамках форума по закупкам в строительстве и проектировании World Build/State Contract.
“Согласно данным системы “Интерфакс-Маркер”, в 2021 году объем закупок госкомпаний в сфере строительства резко вырос – если в 2019 и в 2020 объем рынка составлял 4 трлн рублей, то в 2021 он составил свыше 10 трлн рублей, – сказал Сухадольский. – Однако общее число лотов при этом регулярно снижается: с 370 тыс. в 2019 году до 313 тыс. в 2020 и 308 тыс. в 2021″.
Впрочем, реальный объем этих закупок несколько ниже. По результатам соответствующих закупок в прошлом году госкомпании заключили 242 тыс. договоров на общую сумму 8,2 трлн рублей против 209 тыс. договоров на 2,6 трлн рублей.
При этом Сухадольский подчеркнул, что в сегменте закупок госкомпаний (регулируются законом “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, 223-ФЗ), серьезной проблемой является слабая конкуренция для относительно крупных контрактов.
“Доля несостоявшихся закупок в строительстве по 223-ФЗ в 2021 году превысила 70% по стоимости, – сказал Сухадольский. – Если сюда добавить еще долю закупок у единственного поставщика (9,85%), то получаем 80% неконкурентных закупок, что заметно больше чем в госзакупках – около 65%”.
При этом стоит отметить, что в 2019 и 2020 годах доля несостоявшихся строительных закупок госкомпаний была значительно меньше – 29% и 17%. Впрочем, была выше доля закупок у едпоставщиков – 27% и 37%.
Примечательно, что на фоне роста неконкурентных закупок госкомпаний в сфере строительства сократилась доля расторгнутых договоров. Если в 2019 году было расторгнуто 7,5% (по сумме) строительных договоров, то в 2020 году – 5%, а в прошлом – 1,5%. В сфере госзакупок этот показатель значительно выше – 20% в 2019 году, 14% в 2020 году и около 8% в 2021 году.
В ходе форума участники обозначили ряд проблем, с которыми сталкиваются госкомпании при проведении строительных закупок. В их числе, например, невозможность установить минимальные требования (в части наличия квалификации и ресурсов, необходимых для выполнения строительных работ) к участникам закупок, деятельность “профессиональных жалобщиков”, невозможность осуществления строительных закупок “под ключ” и ряд других.
Для их решения предлагается, в частности, внести в 223-ФЗ изменения, позволяющие госкомпаниям в своих положениях о закупках устанавливать минимальные требования (квалификационные, ресурсные – прим.) к участникам закупок, разрешить прием и рассмотрение жалоб по закупкам строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ только со стороны компаний-членов строительных саморегулируемых организаций или компаний, имеющих опыт реализации строительных контрактов в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ.
Также госкомпании предлагают дополнить 223-ФЗ нормой, позволяющей им прописать в положениях о закупках перечни случаев и порядок проведения строительных закупок “под ключ”.
Эти и другие предложения участников форума предполагается собрать в “итоговых решениях”, которые затем будут направлены регуляторам для проработки конкретных предложений по изменению закупочного законодательства.