В рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ поставщик направил заявку на участие в запросе котировок. Заказчик не получил заявку в установленный срок (поступила позже). Закупка в форме запроса котировок признана несостоявшейся в связи с отсутствием заявок.
Может ли заказчик рассмотреть поступившую позже заявку как коммерческое предложение в рамках закупки у единственного поставщика и заключить договор с лицом, направившим заявку, как с единственным поставщиком? Если поставщик в настоящее время не хочет заключать данный договор, то вправе ли заказчик требовать заключения договора с единственным поставщиком на основании “опоздавшей” заявки?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1.После признания запроса котировок несостоявшимся заключение договора с единственным поставщиком, который не успел вовремя подать заявку на участие в закупке, возможно в рамках осуществления новой закупки и только в том случае, если положением о закупке предусмотрена возможность заказчика заключить договор с единственным поставщиком. Также заказчик вправе заключить договор с таким единственным поставщиком, если такая закупка (например, по цене, по предмету закупки) подпадает под случаи закупки у единственного поставщика, установленные в положении о закупке.
2.Полагаем, что заказчик не вправе заставлять конкретного контрагента заключать с ним договор в качестве единственного поставщика, если у этого поставщика отсутствует обязанность по заключению публичных договоров.
Обоснование вывода:
1.Нормы Закона N 223-ФЗ не устанавливают случаев признания закупки несостоявшейся, хотя сама такая возможность предполагается, причем установлено требование об указании в протоколах, составленных в ходе проведения закупки, причин, по которым она была признана несостоявшейся (п. 5 ч. 13, п. 7 ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Кроме того, предполагается и возможность заключения в случае такого признания договора с единственным контрагентом (п. 3 ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ). Соответственно, случаи признания конкурентной закупки несостоявшейся и заключения договора после этого с единственным контрагентом должны быть предусмотрены положением о закупке.
В соответствии с п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, заключение которого осуществляется путем проведения торгов, должен быть заключен с лицом, выигравшим торги. В случае признания торгов несостоявшимися лицо, выигравшее торги, отсутствует. При этом отдельной обязанности заключить договор с единственным участником торгов нормы Гражданского кодекса РФ не содержат. Таким образом, общими нормами гражданского законодательства обязанность организатора торгов заключить договор по результатам несостоявшихся торгов с кем-либо, в том числе с единственным их участником, не установлена.
Соответственно, последствия признания конкурентной закупки несостоявшейся определяются положением о закупке, которое может в зависимости от ситуации предусматривать как обязанность заказчика заключить договор с участником заявки, подавшим единственную надлежащую заявку, так и его право сделать это или осуществить повторную закупку, изменив ее условия, а также право заказчика заключить договор с лицом, заявка которого была отклонена, или с одним из таких лиц при отсутствии заявок, соответствующих установленным требованиям, и т.п.
При этом, по нашему мнению, заключение договора с одним из лиц, подавших заявку на участие в закупке, признанной несостоявшейся, по общему правилу само по себе должно признаваться новой закупкой.
В соответствии со ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
Закон не ограничивает заказчика в определении условий применения закупки у единственного контрагента, в том числе никак не ограничивает сумму закупки у единственного контрагента или каким-либо определенным конкурентным или неконкурентным способом по одной закупке или определенным периодом времени.
Требований к порядку заключения договора в ходе закупки у единственного контрагента Законом N 223-ФЗ не установлено. Соответственно, заказчику следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ о заключении договоров любого вида (глава 28 ГК РФ) и о заключении договоров отдельных видов, а также условиями, содержащимися в положении о закупке.
Таким образом, после признания запроса котировок несостоявшимся заключение договора с единственным поставщиком, который не успел вовремя подать заявку на участие в закупке, возможно в рамках осуществления новой закупки и только в том случае, если положением о закупке предусмотрена возможность заказчика заключить договор с единственным поставщиком. Также заказчик вправе заключить договор с таким единственным поставщиком, если такая закупка (например, по цене, по предмету закупки) подпадает под случаи закупки у единственного поставщика, установленные в положении о закупке.
2.Свобода договора рассматривается Гражданским кодексом РФ в составе основных начал гражданского законодательства (п. 1 ст. 1, ст. 421 ГК РФ), то есть признается основополагающей идеей всего гражданского права. Она проявляет себя в следующих аспектах.
Свобода от принуждения к заключению договора и свобода в выборе контрагента по договору (п. 1 ст. 421 ГК РФ).
Принудительное заключение договора допускается лишь как исключение, прямо предусмотренное либо законом (например, для публичных договоров – п. 3 ст. 426 ГК), либо добровольно принятым на себя обязательством. Обязательство по заключению договора возникает на основании предварительного договора (ст. 429 ГК РФ).
Так как участник запроса котировок не успел вовремя подать заявку, то его нельзя признать участником такой закупки. Следовательно, обязанности заключить договор по итогам такой закупки у него не возникает.
Соответственно, заключение с таким поставщиком договора в рамках закупки у единственного контрагента возможно в том числе и при наличии его согласия заключить договор.
Таким образом, полагаем, что заказчик не вправе заставлять конкретного контрагента заключать с ним договор в качестве единственного поставщика, если у этого поставщика отсутствует обязанность по заключению публичных договоров.
Ответ подготовил: специалист Горячей линии информационно-правовой поддержки ГАРАНТ Хромов Дмитрий