В госзакупках не отклонили заявку, хотя основания для этого были, требовали от участников лишние документы. В закупках отдельных видов юрлиц неверно сформировали лот, установили незаконное условие, чтобы с заказчиком согласовали третьих лиц для оказания услуг. Подробнее об этих и других ситуациях в обзоре КонсультантПлюс.
Закон N 44-ФЗ
Без оснований допустили заявку участника
Участник строительной закупки с доптребованиями подтвердил опыт договором субподряда. Контролеры и суды решили, что заказчик незаконно признал его заявку соответствующей:
- подтверждающие документы должны быть выданы именно на участника, а не на третье лицо;
- договор субподряда не подтверждает опыт. Для этого нужен договор генподряда.
В практике есть иное мнение. (постановление АС Восточно0Сибирского округа от 03.05.2023 № Ф02-963/2023 по делу № А33-15832/2022)
Требовали лишнего
В одном случае участникам строительной закупки следовало представить выписку из реестра членов СРО. Контролеры напомнили: нельзя требовать от участников подтвердить специальную правоспособность документами. Для этого подойдет информация из единого реестра сведений о членах СРО.
В другой ситуации заказчик требовал, чтобы исполнитель по контракту согласовал с ним списки сотрудников, которых задействуют для оказания услуг. Контролеры посчитали это нарушением: спорное условие не предусмотрено по Закону N 44-ФЗ. Оно ставит контрагента в зависимость от воли заказчика.
Жаловались на порядок оценки заявок
Заказчик закупал работы по реконструкции автодороги. Для оценки опыта участникам следовало представить договоры, где они были генподрядчиками.
Контролеры не нашли нарушений в таком порядке оценки и отметили: субподрядчик, который выполняет отдельные этапы или виды работ по договору, не имеет опыта в совокупном объеме возникающих обязательств. Так, он может не обладать опытом по сдаче и вводу объекта в эксплуатацию.
Закон N 223-ФЗ
Требовали дополнительных расчетов ценового предложения
По условиям закупки вместе с предложением о цене участникам следовало представить его электронную версию со стоимостью по каждой позиции. Контролеры нашли нарушение: по Закону N 223-ФЗ заявка должна содержать цену. Участник не обязан выполнять дополнительные расчеты.
Определили неверный порядок оценки заявок
Для оценки опыта в строительной закупке заказчик принимал договоры на работы, которые выполняли на объектах промышленного, гражданского и дорожного строительства. Контролеры отметили: в законодательстве нет понятий таких объектов. Получение баллов зависит от решения заказчика — он по своему усмотрению может отнести объект из договора для оценки к объектам того или иного строительства.
Неправильно сформировали лот
Заказчик закупал услуги по уборке помещений и прилегающих территорий на объектах по разным адресам.
Контролеры выявили ограничение конкуренции:
- объекты, на которых следовало оказывать услуги, находились по разным адресам и не имели связи между собой;
- укрупнение лота увеличило НМЦД, обеспечение заявки и исполнения договора;
- ранее заказчик проводил отдельные закупки с аналогичным предметом по этим объектам.
Установили незаконное условие о том, чтобы с заказчиком согласовали третьих лиц для оказания услуг
Заказчик установил в проекте договора обязанность исполнителя письменно согласовывать с ним третьих лиц для оказания услуг.
Контролеры среди прочего отметили: по Закону N 223-ФЗ заказчик может установить требования только к участникам. Условия и порядок привлечения третьих лиц исполнитель по договору определяет сам.
Суды такой подход поддержали: согласование с заказчиком перечня третьих лиц для оказания услуг — вмешательство в хоздеятельность контрагента по договору.