Сегодня в Госдуме в первом чтении принят правительственный законопроектпроект № 1193621-7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», направленный на совершенствование механизма взыскания штрафов за административные правонарушения, предусмотренные ч. 1–4 ст. 14.32 «Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения, осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий, координация экономической деятельности» КоАП РФ.
Согласно сводным данным, ФАС России за 2018 год антимонопольным органом вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по статье 14.32 КоАП с назначением наказания в виде штрафов на общую сумму 2,468 млр руб., из них взыскано только 667 млн руб., что в процентном соотношении составляет 27,04%.
Общая сумма оплаченных штрафов составляет менее 50% от общего количества вынесенных постановлений.
В то же время фискальная функция не является основной задачей антимонопольного органа при назначении лицу штрафа, считают авторы законопроекта.
Основным, в частности, является превенция и предупреждение последствий ограничивающих конкуренцию соглашений для самой конкуренции. В пример следует привести внедрение института предупреждения и предостережения путем внесения изменений в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-Ф3 “О защите конкуренции” в рамках “третьего антимонопольного пакета”.
С целью стимулирования добровольной уплаты штрафа за нарушения, предусмотренные частями 1 – 4 статьи 14.32 КоАП, представляется целесообразным предоставить юридическим лицам, являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства, возможность уплаты половины суммы наложенного административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления, что позволит сбалансировать возможные финансовые риски (потери) лицу, привлеченному к административной ответственности, и исключить негативные последствия дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности, следует из пояснительной записки.
Кроме того, предлагаемая мера позволит исключить случаи необоснованного и формального обжалования постановлений, снизив нагрузку на должностных лиц органов исполнительной власти и судей, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, снизить количество направляемых для принудительного исполнения постановлений, административный штраф по которым не был оплачен добровольно, снизив тем самым нагрузку и на судебных приставов- исполнителей, а также увеличить уплату штрафов, считают законодатели.