Заказчики в сфере строительства предлагают скорректировать нормы закона “О контрактной системе” (44-ФЗ) в части закупок в сфере строительства. Соответствующие предложения были представлены в ходе форума о закупках в строительстве и проектировании World Build/State Contract.
К числу “острых моментов”, требующих решения, эксперты отнесли, в частности, вопросы расторжения контрактов.
“Расторжение контракта в сфере строительства – беда для заказчика, – сказал первый заместитель министра строительства Иркутской области Алексей Емелюков. – В случае расторжения контракта у заказчика появляется много сложностей, связанных с перезапуском проекта”.
По его словам, сам процесс расторжения контракта может занимать длительное время, а с учетом повторного проведения закупочной процедуры это может привести к срыву сроков строительства.
“Предлагаем в случае одностороннего расторжения строительного контракта предоставить заказчику право заключать с единственным исполнителем новый контракт на тех же условиях, на которых был заключен первый контракт”, – заявил Емелюков.
В свою очередь председатель общественного совета при Пермском УФАС России, председатель Пермского отделения Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам Юлия Боровых отметила, что в настоящее время госзаказчики часто идут на расторжение контрактов на услуги строительного контроля, которые идут в связке с собственно строительными контрактами. По ее словам, расторжение таких контрактов – наиболее простой для заказчиков способ изменить их условия.
“Контракт на стройконтроль следует за основным, строительным, контрактом, – пояснила Боровых. – В последних можно изменять существенные условия, включая сроки и стоимость. Это, в свою очередь, влияет на существенные условия контрактов по строительному контролю, а на их изменение у заказчиков нет прав и им проще расторгнуть такой контракт и заключить новый”.
Для решения этой проблемы предлагается внести изменения в 44-ФЗ – предоставить заказчикам возможность изменения существенных условий контрактов по стройконтролю при изменении условий основного контракта.
Емелюков указал также на сложности, возникающие при расчете с поставщиками из-за положений Бюджетного кодекса РФ. Речь идет о том, что многие строительные контракты предусматривают завершение работ в конце календарного года.
“И если в конце года работы были не исполнены, а завершены, например, в январе следующего года, то заказчик не может оплатить эти работы – неистребованные лимиты бюджетных обязательств (ЛБО) в новом году аннулируются, – сказал Емелюков. – Процедура восстановления ЛБО занимает 3-4 месяца – все это время подрядчик будет ждать расчета за выполненные работы”.
Для решения этой проблемы предлагается внести изменения в БК РФ, предусматривающие автоматическое восстановление ЛБО с января следующего года, как только заказчик подтвердит их необходимость. “Это примерно на три месяца сократит срок доведения средств до подрядчика”, – считает Емелюков.
Также первый заместитель министра строительства Иркутской области отметил, что ряде сегментов строительной области есть боязнь госзаказа. В частности, по его словам, с госзаказом опасаются работать небольшие команды/компании проектировщиков, которые при этом успешно работают с коммерческими заказчиками.
“У таких проектных групп или небольших подрядчиков нет собственных юридических служб, которые могли бы обеспечить правильное участие в госзакупках – они боятся в них участвовать, – сказал Емелюков. Необходимо вести разъяснительную работу (по вопросам участия в госзакупках) с архитектурными сообществами, чтобы они понимали, как дойти до электронной торговой площадки, как не потерять деньги, например, в случае судебных разбирательств и т.п.”.
Кроме того, по его мнению, в закупочном законодательстве не хватает норм поощрения поставщиков.
“В случае нарушения сроков исполнения контракта компания получает небольшие штрафные санкции. В то же время, если подрядчик сдал объект досрочно, то никаких плюсов кроме репутации, он не получает, – подчеркнул Емелюков. – Необходимы меры поддержки, финансово стимулирующие подрядчиков, если они досрочно завершают контракт”.
Также он считает, что для поддержки таких поставщиков можно ввести дополнительные требования к поставщикам. А именно – ставить условие о наличии у участника закупки опыта досрочно завершенных контрактов.
Эти и другие предложения по развитию закупочного законодательства планируется включить в резолюцию форума и направить на рассмотрение регуляторов.
ИНТЕРФАКС