Верховный Суд РФ согласился, что если после заключения госконтракта поставщик был признан недобросовестным (внесен в реестр недобросовестных поставщиков РНП ), по ранее заключенному госконтракту, то заказчик вправе в одностороннем порядке расторгнуть позднее заключённый госконтракт до начала его исполнения с таким поставщиком.
Пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлена обязанность госзаказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе его исполнения поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
По смыслу данной нормы, ее действие направлено на недопущение исполнения государственного контракта лицом, не отвечающим требованиям закупочной документации.
Закон о контрактной системе не допускает к госзакупке и к исполнению госзакупки недобросовестного поставщика, чья недобросовестность подтверждена включением в РНП.
Смысл и цель такого регулирования является в т.ч. превентивной и состоит в том, чтобы защитить потенциальные интересы иных госзаказчиков от недобросовестного поставщика.
Документ: Определение ВС РФ от 24.06.2021 года № 305-ЭС21-9414, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2020 года по делу №А40-46484/2020